Виктор Сенин. Прагматизм и рационализм Мордовского народа №8

Прагматизм и рационализм Мордовского народа! Ии №8

Виктор Сенин

 

 «Легенды связывают народ с окружающей природой и историей. История без легенд всё равно, что дерево без корня» М.Александропулос - греческий историк

SVN 29/08/2015

Инф-исток № 8

 

ЛЕГЕНДА 5

НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ КНЯЗЯ ПИЕНЗА

 

Впервые эту легенду мы, дети слышали от Андрея Михайловича Чудайкина (годы жизни 1916-2000г.г.), когда мне было 6-8 лет. То есть в 1936-38 годах. По уличному его называли - Степанне Андёк. (Степан - его дед). Он знал много легенд и сказок Мокшанского народа, а некоторые их них рассказывал в стихотворной форме как стихи «Калевалы». Рассказывал он легенды до 1939 года, пока не началась война с Финляндией.

На крутом берегу речки, впадающей ниже в реку Суро, располагалось большое Мокшанское село. Как оно называлось раньше, не помнят и древние предки наши. Но около пятьсот лет назад (вете сядт кизот ётамста), то село на берегу реки у очень крутого спуска уже называлось - Пиенза, по имени Мокшанского князя именем Пиенза, что означает - Зубастый. По-видимому, это было родовое прозвище – фамилия. Наши древние предки имена своим детям давали в 3-5 лет, когда проявится характер ребёнка; а такое имя обычно давали такому ребёнку, у которого рано появлялись зубы. А кто строил город Оцю Пандо, называли Пиенза - Равжа сакал (Черная борода).

Село Пиенза размещалось по левому берегу одноименной реки примерно от теперешнего завода за станцией Пенза 3 до нынешнего моста на посёлок Пески. Основные владения мурзы Пиенза были расположены по реке и ручью его имени от истока до слияния с Сурой, на юг (лембе шире) до истоков Хопра, а на запад до истоков рек Чембара и Атмиса. Люди, живущие в его владениях, занимались бортничеством, скотоводством и земледелием.

Когда стало опасно жить на берегу реки, князь Пиенза построил свой дворец деревянный на вершине горы. В лесу на самой горе, где сейчас областная больница и крутой спуск на север (Якшамо шире) и восток (шинь стяма шире) построил свои палаты мокшанский князь (мурза) Пиенза, Равжа сакал. На месте теперешнего города Пензы в то время рос лес, а от дворца князя до его родительского сада и дома был прорытый подземный туннель (тунеля) для того, чтобы в случае нападения врагов со стороны реки людей можно было бы взять в верхнюю крепость и незаметно перемещать воинов. Этот подземный ход был указан строителям крепости Пенза и был заново укреплён ими, а где находится подземный ход, точно сейчас никто не знает. (Сейчас некоторые ходы известны). Самые близкие к князю люди, охрана и обслуга жили недалеко от его дворца, чуть ниже, где теперь Дворянская улица в Пензе, было большое сельцо. Здесь жила только прислуга, и называлось сельцо Оцю Пандо - Большая гора. Крепость Пенза, построенная россами-русскими, против южных кочевников, а заодно - и против мордвы и мещеряков «(Р.Ф. Берне)» располагался в середине между двумя населенными пунктами князя Пиенза. На горе, недалеко от княжеских палат, стояли высокие наблюдательные вышки, намного выше деревьев: одна за верхним концом нынешней улицы Никольской, другая была в лесу на самой горе, недалеко от нынешней областной больницы. С первой вышки хорошо просматривались окрестности на север и восток, со второй - на юг. С захода солнца к палатам подступал трудно проходимый густой лес, потому не требовал особого наблюдения; да к тому же с вышки в лесу трудно что-либо заметить. Здесь ставились подвижные посты охраны, летом это были вооруженные пастухи скота, а зимой охотники. Широких земных дорог наши предки не строили специально, а по лесным тропам конному войску невозможно пройти. Как гостей, так и врагов, скорее всего, следовало ожидать со стороны водных путей. Смотровые вышки (ванома васто) устраивались на четырёх столбах, из которых каждый столб состоял из двух длинных, соединенных между собой брёвен. Наверху была смотровая площадка, покрытая и огороженная лубом стены на высоту до плеч человека. Между столбов к площадке наблюдения вела лестница, в внизу около вышки была полуземлянка с костром в середине, где отдыхали свободные от поста сторожевые люди и где в ожидании сигнала сверху находился связной с верховой лошадью. В случае тревоги сверху дозорные подавали сигнал в охранную будку по деревянной трубе, чтобы сильно не повышать голоса. Старший караула решал, куда послать связного с сообщением обнаруженного объекта: или к князю или в гарнизон к предводителю отряда, в котором постоянно было не более 20-50 человек (в зависимости от сезона), а последние поднимали по тревоге всё население или только мужчин. В случае необходимости женщин с детьми прятали в подземные переходы, а всё взрослое население бралось за оружие. Князь посылал верховых гонцов в дальние населенные пункты и пеших гонцов в ближние сёла; а иногда гонцы дублировались, посылая их разными путями…

 (постараюсь найти концовку - В. С.)

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     В.В. Гошуляк «История Пензенского края» Пенза 1995 г. стр.51-52.

2.     Роберт Берне «Молодой Ключевский под сенью колоколов Пензы» журнал «Земство» №4 1994 г. Пенза.

3.     Н.М. Карамзин «История Государства Российского» Москва 1989г. том 1 стр. 18, 50,52,119,254.

4.     С.М. Соловьёв «История Государства Российского с древнейших времен» том 1 гл 4 стр.105, том 28 стр.359-360.

5.     В.О. Ключевский «Русская История» Москва 2005г. стр.90, 92.

6.     А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей» стр.14, 18, 19, 33, 218.

7.     П.И. Мельников (А.Печёрский) «Очерки Мордвы» стр. 9, 37, 51, 110, 112.

8.     Н.Ф. Мокшин «Религиозные верования Мордвы» стр. 99, 113, 119-139.

9.     Татьяна Девяткина «Мокш - Эрзянь мифологиясь» стр.41, 45, 51, 63, 74-77, 82, 87, 93, 100, 106, 115, 121, 133, 147, 163.

10.                       Д.Д. Фрезер «Фольклор в Ветхом завете» стр.24-25.

11.                       Ю.Ф. Козлов «От князя Рюрика по императора Николая 2» стр.92

12.                       Кеннет Боа «Лабиринты Веры» стр.23 гл.1, стр. 47.

13.                       М.М. Попов «Селиксенские Мордвы» газета Санкт - Петербургские ведомости от 1834 года перепечатанная в записках краеведа В.Е. Малязева Пенза 2001г.

14.                       Н.И. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» глава 7 стр.340, 553.

15.                       Данные Пензенского областного архива.

 

Продолжение следует

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter