Возрождение народа чудь в Архангельской области

Народ Чудь возрождается в глухом районе Архангельской области

 

 
Возвращение с рыбалки. Обычно забираются высоко вверх по реке Выя: там есть ямы, где зимует рыбы

Фоторепортаж Алексея Голубцова о том, как в глухом районе Архангельской области возрождается народ чудь. Народ чудь, существование которого зафиксировала 10 лет назад перепись населения 2002 года, возрождается медленно. Но верно: во время последней переписи 2010-го еще несколько десятков жителей глухого Верхнетоемского района Архангельской области записались в эту национальность

 

 

 

В здешних краях в ходу все виды санного транспорта

Говорят, чудеса случаются там, где в них верят. В этом смысле возрождение древней чуди — дославянского населения русского Севера, от которого пошли многие первопоселенцы, чародеи и богатыри — чудо. Тем более что по одной из северных русских легенд "чудь белоглазая" и "дивьи люди", не желая креститься, в стародавние времена ушли под землю, да так и остались там жить.

Новая чудь вышла, однако, не из-под земли, а из Всероссийской переписи 2002 года: в Перечне языков и национальностей РФ ее записали под номером 351. Чего в этом больше — возрождения национального самосознания или игры с историей, вопрос открытый. Но нежелание кануть в века и бесследно исчезнуть у здешних жителей было самое искреннее...

Нельзя сказать, что от принятия судьбоносного решения повседневная жизнь обитателей деревень по реке Пинеге в ее верхнем течении и ее притоке реке Вые как-то круто переменилась. Она проходит все в тех же заботах, а районы, которые заселяет "чудной" народ, все так же труднодоступны. Например, в деревеньку Окуловская Верхнетоемского района, когда разливаются реки, попасть можно только бродом по старинным тропам через Пинегу.

Еще одно отличие этих мест — язык: он исстари был непонятным, "чудным", чем объясняет название древней национальности еще одна народная легенда. Сейчас говорят вроде по-русски, но тоже — поди пойми:

— О, жонки, ишко-ты, ну и игрок, все игрокам игрок. Коль баско да дельно играт, хоть пляши. Помоложе была бы, сплясала, да частушку спела. Не играт, а пальчиками выщипыват.

...Совсем недавно вышла книжка уроженца деревни Окуловская Сергея Засухина "Самородное слово". В ней собраны комментарии более 1700 слов "чудинского" диалекта. Своими "чудскими" истоками он так гордится, что, кажется, ощущает больше связь с историей, чем с Большой Землей.

— А в общем брошены мы,— рассказывает Сергей Засухин.— Хотя связь-то есть со всем миром — телефон, электричество без перебоев и интернет.

Для детей, как положено, работают школы, а в день выборов в Госдуму привозили в деревню Окуловская "мобильный" избирательный участок .

Больше всего волнует Сергея проблема прироста населения. Слышал, что "чуди" в Пинежском районе около двухсот человек, но в их глухих краях молодежь рвется в город.

— Жизнь в наших краях, конечно, тяжелая,— признает Сергей,— но если это твоя Родина, то можно привыкнуть. А вот большой город полюбить нельзя: им можно разве что восхищаться...
 

 

Текст: Дарья Юршина. Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ

 

http://www.kommersant.ru/doc/1847502

 

 

 


Интерьеры домов и отношения супругов говорят о жизни в выйских и пинежских деревнях больше долгих рассказов. Две семьи в деревне Никитинская в домашних интерьерах

 

 

 

 

 

 

 


Интерьеры домов и отношения супругов говорят о жизни в выйских и пинежских деревнях больше долгих рассказов. Две семьи в деревне Никитинская в домашних интерьерах


Часовня в лесу на дороге между деревнями Демьяново и Окуловская. Чтобы в трехдюймовых половых плахах протереть коленями такое, нужна не одна сотня лет


В деревне Хорнема постоянно живут три человека. Одна из них — Роза Багинская, в гости к которой пришел ее зять


Интерьер Дом в деревне Зайцево. Это тоже очень типичный для здешних мест способ украсить свое жилище — фантики от конфет


А это деревня Новинки. Иван, только что вернувшийся с неудачной охоты, показывает картину, которая невесть сколько лет висит в доме, и очень оживляется, узнав, что она представляет коммерческий интерес. До этого он собирался ехать на заработки на стройки в Сочи. На кровати спит его отец


Деревня Окуловская и баба Ида, ее обитательница


Михаил, в отличие от большинства мужчин в деревне Гаврилово, имеет постоянную работу — он дизелист. Дежурство — посменно


"Я человек лесной",— говорит Валентина. При первой возможности она уходит в лес на охоту, рыбачит


В здешних краях в ходу все виды санного транспорта


В здешних краях в ходу все виды санного транспорта


Деревня Окуловская и баба Ида, ее обитательница

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано на сайте Merjamaa - Мерянь Мастор

 

 

 
 
27.05.2018
 Купить Super P Force
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter