ВОЗРАЖЕНИЯ на заявление прокурора

Верховный Суд Республики Мордовия

 

 

Возражения

 

на заявление прокурора Республики Мордовия А.А. Сергиенко (в порядке ст. 45 ГПК РФ, ч.З ст.8 и ст.П Федерального закона РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») о прекращении деятельности независимой общественно-политической газеты «Эрзянь Мастор»

 

Считаем, что данная попытка закрытия нашей газеты изначально инициирована группой должностных лиц Республики Мордовия, которых наша газета постоянно критикует за их бездействие по защите, сохранению и развитию языка и культуры эрзянского народа, а также за их действия, которые приводят к тому, что сфера функционирования эрзянского языка постоянно сужается, что неизбежно ведет к потере языка, а значит, и национальной идентичности эрзян. Члены этой же группы, а также эксперты, прямо подчиненные им по месту работы, проводили и социально-историческое и лингвистическое исследование 2006 года (группа специалистов Мордовского госуниверситета им.Н.П.Огарева), и последнюю экспертизу 2007 г. (группа экспертов ГУ НИИ Гуманитарный институт при Правительстве РМ), приложенные к заявлению прокурора и ставшие основанием для искового заявления.

Просим Верховный Суд направить на повторную независимую экспертизу те же публикации, которые перечислены в последней экспертизе, и поставить перед новым составом экспертов те же вопросы. Такую экспертизу провести согласился филологический факультет Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского, находящийся по адресу: 603000, Нижний Новгород, ул.Б.Покровская, 37, тел. (831) 4338245. Мы имеем возможность оплатить стоимость экспертизы.

Попытка закрыть нашу газету не может считаться противодействием агрессивному национализму или иным формам неприемлемого радикализма, фактически это направлено на неправомерное ограничение гражданских свобод или даже прямо попирает гражданские свободы, а именно свободу слова и свободу высказывать публично свое мнение.

Мы не находим в статьях федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» пунктов, которые наша газета нарушает. В статье 1 закона перечислены признаки деятельности редакций СМИ, которые могут признаваться экстремистской деятельностью, однако мы не делаем ничего из перечисленного там.

Сотрудники ГУ НИИ Гуманитарный институт при Правительстве РМ в своем “Экспертном заключении”, сделанном по просьбе УФСБ по Республике Мордовия, сами пишут, что “открытого призыва, побуждающего к действиям против какой-либо нации, расы, религии, в опубликованных материалах не содержится...” (ответ на 2-й вопрос, стр.3).

Тем не менее, эти эксперты, не находя на страницах «Эрзянь мастор» материалов, способных расстроить межнациональный мир и разжечь национальную вражду, отвечают «да» на каждый вопрос, поставленный в письме начальника УФСБ А.В. Клопова.

Однако, при внимательном рассмотрении приводимые для доказательства ответа «да» извлечения из разных номеров газет «ЭМ» не подтверждают этот ответ.

1-й вопрос от ФСБ: Выражают ли использованные в данном материале словесные средства унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении какой-либо этнической, расовой, религиозной группы (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?

Для аргументации своего ответа «да» на этот вопрос эксперты назвали публикации в номерах 245, 246, 247, 250, 251, 253, 254, 256, 257. На самом деле ни в одной из них унизительных, отрицательных, негативных характеристик этнических групп и отдельных лиц, как их представителей не содержится. В них критика и боль за судьбу родного языка.

2-й вопрос от ФСБ: Содержится ли в данном материале информация, побуждающая к действиям против какой-либо нации, расы, религии (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?

Ответ экспертов: «…таким образом, чтобы вызвать ненависть, прежде всего, ко всему русскому». Это неправда. Также странно, что эксперты в своем ответ закавычили слово «защита». Почему? Разве финно-угорские народы не нуждаются в защите? Свои тезисы эксперты пытаются подтвердить ссылками на номера «ЭМ». Ни в одном указанном ими номере «ЭМ» искомого «побуждения к действиям против какой-либо» нации или группы нет.

3-й вопрос от ФСБ: Использованы ли в данном материале специальные языковые или иные средства (какие именно) для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как ее представителей?

Ответ экспертов снова «да». Но стоит прочитать цитируемые ими абзацы из «ЭМ», сразу становится понятно, что вместо «да» здесь можно ответить только «нет». Там ни «экстремизма», ни «побуждений к действиям против какой-нибудь нации» и в помине нет.

4-й вопрос от ФСБ: Соответствуют ли данным современной науки (истории, религионоведения, политологии) приводимые в публикациях положения?

Ответ экспертов короток: «зачастую не соответствуют». Хотя даже аспиранту первого года обучения известно – ссылаться в научных работах на газетные статьи нельзя, даже на самые «научные» или «наукообразные», ибо они зачастую пишутся не специалистами, а дилетантами или любителями, для «массового» читателя. К числу «не соответствующих» авторы ответа относят словосочетание «эрзя народ» вместо «мордовский народ». Разве где-нибудь это регламентировано? Почему мы должны называть свой народ навязываемым нам именем прилагательным «мордовский»? У нас в Российской Федерации каждый человек имеет право называть себя тем этнонимом, каким хочет. Авторам данного ответа не следовало бы впадать в такое невежество (или, может, быть это злой умысел?), чтобы мордву назвать «коренным населением». Как известно, по международному праву (Конвенция МОТ 169) именно коренной народ (а не «население») имеет право на собственную территорию, права на владение полезными ископаемыми, недрами. Коренной народ – хозяин.

Эксперты заявляют, что якобы мордва во всех регионах России, где проходили в 1993-2005 гг. экспедиции Л.И. Никоновой, «помнит и разговаривает на своем родном языке, придерживается обрядов той местности, откуда они родом». В большинстве указанных в заключении регионов расселения эрзи говорят на родном языке лишь люди старшего поколения. Это аксиома. Эксперты заявляют, что в тех регионах эрзяне (мордва): «читают газеты и имеющуюся литературу на мордовских языках». Это неправда, не видят там эрзяне газеты и литературу на родном языке, нет их там. Даже здесь, в Мордовии, многие с трудом читают на родных языках, а эксперты речь ведут о Дальнем Востоке. Алтае, Сахалине, Оренбургской, Камчатской и других областях.

Непонятно, на основании чего эксперты лишают мордовские народы права называться «титульными»? В понимании авторов, титульными почему-то могут называться лишь те народы, которые составляют абсолютное большинство на территории своих национально-государственных образований. В то же время они отказывают в праве называться «титульной» даже татарам, которые в Республике Татарстан составляют, по последним данным, 53 процента населения.

Да, мы предполагаем, что Алена Арзамасская была эрзянкой, в отличие от экспертов, заявляющих, что две села, предположительно в одном из которых она родилась, сейчас являются русскими. Да, документального подтверждения, выходцем из какого народа – русского или эрзянского – была Алена, нет. Однако, получается, некоторые авторы могут называть ее «первой русской героиней», а называть  ее «эрзянской героиней» нельзя. Известно, что многие называют «русским скульптором» даже Степана Эрьзю. Об эрзянском происхождении отца Ленина известно давно, есть и письменные источники. Как наше мнение об эрзянском происхождении того или иного человека может служить доказательством экстремистской деятельности нашей газеты, непонятно.

Эксперты большое внимание уделили вопросу «вхождения, присоединения, единения» мордвы с Русью. Они оправдывают празднования как 500-летия, так и 1000-летия «добровольного» «вхождения-единения». Иначе и быть не может, ведь некоторые из этих экспертов и их руководителей сами и являются инициаторами этих горе-«юбилеев».

5-й вопрос от ФСБ: Являются ли эти положения научно обоснованными, доказанными?

Ответ экспертов прямой: «Ни одно положение, приводимое авторами газеты, не имеет под собой серьезной доказательной базы». Это не ответ на вопрос, это не попытка анализа. Это искажение истины, так как среди наших материалов есть и выдержки из энциклопедий, из трудов признанных историков и лингвистов.

6-й вопрос от ФСБ: Правильны ли утверждения и выводы, основанные на приведенных в публикациях данных?

Ответ экспертов: «…не правильны, или необоснованы». Вот статья «Из кухни дезинформации…», в которой, по мнению экспертов, «…намеренно искажаются задачи и итоги проведения выездного заседания Общественной палаты…». Это подборка высказываний читателей из дискуссии в Интернете о положении эрзянской и мокшанской прессы. Мы были бы рады, если суждения вступивших в эту дискуссию не соответствовали бы действительности, но, увы, все так, как они пишут. Конечно, экспертам не нравится сравнение дискриминации русскоязычных в Нарве (Эстония) и дискриминации эрзян в Мордовии, но ведь все это правда.

Мы считаем, что целью группы должностных лиц, инициировавших в 2006 г. сначала прокурорские проверки, а затем и проверку ФСБ, является месть нашей газете за критику их бездействия, в одних случаях, в других – их действий, ведущих к сужению сферы функционирования эрзянского языка, а затем и к полной потере родного языка эрзянами, что в ближайшем будущем будет означать исчезновение нашего этноса.

Несмотря на то, что в исследованных номерах газеты отсутствуют факты, как выражаются эксперты, «навешивания фальшивых ярлыков и искажения терминологии», «способствования формирования благоприятной среды для межнациональной розни» и так далее, сотрудники ГУ НИИ Гуманитарный институт при Правительстве РМ «находят» все это.

Они «находят» все, что им поручено найти, но стараются не замечать, что эрзя язык, тот самый родной язык, благодаря знанию которого некоторые подписанты-эксперты вышли в люди, стали кандидатами и докторами наук, находится в предсмертном состоянии. Они, вместо защиты своего языка, сохранения его для будущих поколений эрзян, только толкают его в пропасть небытия.

 

 

Председатель Мордовского
республиканского общественного
фонда спасения эрзянского языка                                        Г.Д. Мусалев

 

Главный редактор газеты
«Эрзянь Мастор»                                                                   Е.В. Четвергов

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter