Виктор Сенин. Прагматизм и рационализм Мордовского народа. Часть III

 Инф-исток №3

 

МЕДЕНЬ ОЗКС или МЕШТЬ ОЗКС или НИШКЕПАРЬ ОЗКС

(пчелиная кадушка)(Медовый или пчелиный праздник)

Медовый спас.

 

Этот праздник - озкс справляли ежегодно не очень пышно, но в три года один раз отмечался как один из почитаемых главных праздников, и один из древнейших. Об этом нашем празднике писал первый историк Герадот в 5 веке до нашей эры (Бортней (пасек) в Селиксе было в 1860 году свыше 10 ульев у 47 семей, а в 1891 году осталось у 11 человек).

 

Буддины (финно-угры) большое многочисленное племя, у всех их светло голубые глаза и рыжие волосы. Каждые три года они справляют праздничество в честь Дионисия (бог виноградства и виноделия как у нас Мешть Ава), и приходят в вакхиническое (бессознательное) исступление. Будины -- коренные жители этой страны... и это единственная народность там.» /История Пензенского края профессор исторических наук ПГПУ В.В. Гошуляк стр.51./ Это высказывание Геродота говорит о том, что ещё за 500 лет до нашей эры наши предки занимались не только охотой и земледелием, но и пчеловодством, и с медовухой отмечали день Богини пчеловодства - Мешть Авы.

 

Начиная с 18 века нашей эры пчеловодство резко стало падать во всём Поволжье, в том числе, и в Селиксе в связи с тем, что стали вырубать леса на строительство кораблей и городов, е ещё потому, что русские войска боялись воевать с Мокша - эрьзянами в лесах, где последние чаще побеждали (Выступление Разина, Пугачёва, идр.).

 

На Мешть Озкс пекли медовые лепешки, пряники, орешки, пили медовую брагу, пиво, медовуху. Славили Мешть Аву - первую помощницу Шкабаваса, просили у неё здоровья, себе, для пчёл, для всего домашнего скота, хорошего урожая в поле, в лесу ягод, орехов, грибов.

 

Даже немецкий посол Герберштейн отмечал что: «В России производят много мёда, а по рекам Мокша и Суре - наилучший».

 

Профессор Петербургского университета Пётр Симон Паллас, побывавший в селе Селиксе в 19 веке о пчеловодстве нашем писал: « Живущие здесь (у г. Пензы) держат много пасек и у них очень вкусный мёд. На зиму ульи закрывают лёгкой покрышкой и зимуют (пчёлы) на улице. Землю обрабатывают старательно и получают хорошие урожаи».

 

Подобные высказывания о мокша – эрзянах, и обо всех финно-угорских народах очень много от зарубежных дипломатов, торговых людей и ученых. Все они отмечают у финно-угорских народов их миролюбие - отсутствие воин, трудолюбие, спокойный характер.

 

МАРЕНЬ ОЗКС (яблочный праздник)

Яблочный спас.

 

Этого праздника, как и медового, в православном греческом календаре нет. Синь уленцть Мокша-эрзянь ковкерьксса. (Они были в мокша-эрзянском календаре).

 

К этому дню пекли яблочные пироги (марень цемарат), медовые пряники, готовили пуре-медовуху ( но до пьяна напиваться не разрешалось). Молились и благодарили за урожай Паксеаву (бога полей), Вирьаву (леса) Кудаву (дома), просили и на будущий год хорошего урожая для всех: «И мне и соседу, и богатым, и бедным, и всему трудовому народу».

 

ВЕЛЕНЫНИ-ВЕЛЕ   ОЗКС. День села.

 

«Одним из самых торжественных и многолюдных летних молений был общинный Веле озкс, проводившийся в конце июня. Продолжался он три дня. В первый день резали бычка, во второй день - телку, варили пиво. В первые два дня молились Шкабавасу-Верде Шкаю о здоровье сельчан и урожае хлебов, а в последний -- о здоровье и жизни солдат, находившихся в это время на военной службе.

 

Затем до позднего вечера, старшие пили общественное пиво, а молодёжь заводили игры». М.Е. Евсевьев «Мордва» стр.192 «Те колмоце шити кадондольхт боцке поза, пидельхть каша. Озондомда меле ломатьне куваць афольхт тушенда куду. Сяда сиретне симсть вилень позада (брага), одтне тиеньцть налхксемат -цюкоронь ласьфтема (догони, отними пирог). Фкяти максольхть цюкор (пирог без начинки из пшеничной муки), а омбоцети эряволь сатомс и севомс кедстонза цюкорть» Т. Девяткина «Мокша-эрзянские мифологиясь» стр.63

В дни моего детства Велень Ши справляли очень скромно и даже тайком, называя этот праздник Петров день и отмечали только один день, а не три дня, и только в воскресенье , а не начинали с пятницы - сюкши -как раньше.

 

ВИДЕМАНЬ ОЗКС

 

Праздник сева озимых, а по завершению сева озимых - озем озкс. Перед севом озимых и по завершению варили брагу, кашу, пироги, пряники, много яиц. Угощались рано утром и начинали сев. Как правило, перед каждым началом дела и угощением обращались, к Шкабавасу и к тому богу, который ведает этой отраслью производства. Здесь у Паксе авы просили хорошего урожая и себе, и соседу, и близким, и знакомым, и богатым, и бедным, всему трудовому народу.

 

КУДАВА ОЗКС - ШАРФТОМА ПАКСЯСТА ШИ.

(Благодарение домового за сохранность двора)

 

Раньше при единоличном хозяйстве мокша-эрзяне сельские жители на лето уезжали жить в поле, где ставили шалаши, а некоторые и домики в поле, а чаще в лесу. Взрослое население, свободное от детей жили в них почти всё лето (кизонь бирьф).

 

Дети от 3 лет и старше находились дома под наблюдением стариков , старух и детей до 12-14 лет. Родители только иногда посещали дом. С завершением уборочных работ и наступлением холодов и всё взрослое население возвращалось домой. На 2-ой -3 ий день после возвращения из леса, поля устраивался семейный праздник - «Кудава озкс» На этот день резали овцу, варили брагу, готовили разную стряпню, обыкновенно хозяйка дома обращалась к Шкабавасу со следующими словами: «Шкабавас андыней, Трей-нас, Оцю шкай Тоньдить озонттама валда штатол (свеча) мархта, пидень-панень кши сал мархта, акша кедьса, пара мельса пидеф-паньф Вага каша сякане пидеме мзяро эсонза суро видмонят, салне, съняра макет эряма ащема шине, улеза паро, аф маштови эрь шине, шачеза сёроне, шачест иденьке, раштаза жуватаньке. Вантт Шкабавас , Кудава нас минь всякай вастса, ётамда-потамда, стямста-прамста. Ваномасть шобда вине, валда шине, удыйхнень карча (постель) вастся, покодийхнень - вирьса да паксяса. Паро тивсь лиядоза куду, аф парось - ётаза вакска» «Шкай - пас (пас-бавас-верховный) кормилец, воспитатель верховный наш. Тебе молимся со светлой свечей, с разной стряпней, приготовленную белыми (чистыми) руками, добрыми помыслами. Вот сварили горшок каши. Сколько в нем крупинок зерна (пшена), соли, столько дай для жизни добра, неугасающего имущества, урожайного хлеба, размножающегося скота, детей. Храни нас Шкабавас, на всяком месте во время тёмной ночи и светлого дня. Доброе пусть заходит в дом, плохое -проходит мимо» Н.Ф. Мокшин «Религиозные верования мордвы» стр.132

 

Закончив молитву, хозяйка брала кусок отрезанного хлеба, клала на него всего приготовленного съестного понемногу и клала на подоконник открытого окна (позже стали класть на божницу).

 

Затем хозяйка спускалась в подпол и делала всё тоже, обращаясь к Кудаве, ставя свечу и угощение на внутреннюю заваленку.

 

По возвращению из подпола хозяйки семья садилась за стол и начинала обедать. При переходе в новый дом просили Кудаву переселиться вместе с хозяевами, а если отделялись дети, то просили Кудаву отдать кого-либо из детей Кудавы в дом к молодым.

 

«Кудава - кудонь, семьянь ванысь, Шкайть лездыец - помошникоц . Эрь кудса ули ись Кудавац, сон мифологиять коряс аф оцюне, шееренза кувакат, одне. Сонь улихть шабанза и мирдец Кудатя, эрейхть симбе сидьала». Т. Девяткина «Мокша-эрзянь мифологиесь» стр.87.

 

АТЯНЬ - БАБАНЬ ШИ.

Осенний поминальный день.

 

В пятницу - сюкшиста ровно через 6 месяцев от весеннего дня поминок Атянь-Бабань Озкса при наступивших морозах (конец ноября - начало декабря) умерших начинали хоронить на деревьях (чаще берёзах), и только в начале лета презахоранивали в землю (вторичное захоронение). Такие захоронения у нашего народа появились во 2 -ом тысячелетии до нашей эры и продолжились до 2 -го тысячелетия нашей эры.

 

Сначала это связано было с отсутствием металлических орудий для рытья могил в мёрзлой земле, потом это стало привычным и вошло в древний обычай (авалдонь кой) финских народов. С появлением металлических орудий труда (конец 2-го тысячелетия до нашей эры) по-прежнему зимой хоронили на деревьях. Так было удобнее и привычнее, да к тому же вошло в древний обычай древних - (тёмных малоизвестных времён). При перезахоронении с этих деревьев, на которых в гробу лежал покойник, рубили ветки и брали с собой домой и на новую могилу. Вот почему на Троицину субботу - (Клечальнай ёткаши), до сих пор несут на кладбище, и домой берёзовые ветки, хотя уже почти никто не знает, почему так делается. (Тяфта тиема Авалдонь койса).

 

Атянь-Бабань шиста, если кивок изь кула семьяста симбе яксесть калма лангу (Марть ланке). Анцек сёксень Атянь -Бабань щиста калма ланке исть яксе шабатне и апак урьвеяфт од ломаттне.

 

Калма лангса озонкшнесть Шкабавазти и Модаавати. Вишсть кедстост пароши эряма, а синьцень родняснон мельста симьень спакойнай эрема. Кона авать мирдец симак или буян жалбай мирьденц ланке алянцты и тедянцты атевозень - авозенцты штобы синь тонафтолез цёраснон паро ёнц - (уму разуму). Один раз я слышал такое от своей мамы из-за того, что папа часто стал прикладываться к стакану. Это, или самосознание, но помогло моему отцу. Этот обычай - кой сохранился до наших дней. Хотя возможно настой трав с могилы родителей алкоголика в виде чая больше помогал, чем молитвы родителям, а возможно и то, и другое.

 

ШАРФТОМА ШИ - ТУВОНЬ СЯЛГОМА ШИ.

(Таусенки) ШИНЬ КАСОМА ОЗКС - КАЛЯДА

(Калядки, солнцеворот).

 

Особенно радостно отмечали два зимних праздника идущие подряд, идущие не по лунному календарю, а по солнечному и имеющие по нескольку разных названий : 1 Шарфтома ши - Тувонь сялгома ши - Таусенкат (Солнцеворот, Таусенки); 2 Касома ши -Ёфкснонь калева вал - Калядкат, Начало роста дня, Калядки - (калякать).

 

Эти два праздника праздновали не только финно-угорские народы, но и пришедшие на наши земли в 6 веке нашей эры славяне и даже князья Рось - русские, захватившие власть в 862 году нашей эры. Называя эти праздники чуть иначе, по-своему. Но патриарх Всея Руси Никон отменил их совсем, так как они приходились на Рождественский пост.

 

Оба эти праздника молились только Шкабавасу и только иногда по необходимости упоминали других богов.

 

Считалось что наш Шкабавас - верховный бог летает вокруг солнца, а живёт он на Млечном пути. Жена у него девушка, взятая с земли - шкай - ава, ответственная за деторождения и рост скота…

 

Праздник - Шарфтома ши проводился в ближайшую среду вержи перед самым коротким днём года (20 декабря) потому-то только в среду можно было резать скот и охотится. Охотится в остальные дни можно было усыпив Вирьаву сказками. (Один в лесу рассказывает сказки, а двое-трое охотятся на дичь. Вирьава любит слушать сказки и засыпает при этом.)

 

А так как чаще всего на этот Озкс резали свиней и охотились на диких свиней, то этот день ещё называют и Тувонь сялгома ши - Таусинат (по-славянски Таусенки). Собственно это было ещё подготовительное мероприятие к ещё большему торжеству - Шинь касома озксу - Калядкам - Солнцевороту.

 

От дня Таусенок до дня Солнцеворота, дети и молодёжь ходили по дворам славить, распевая песни калядки и величая хозяев дома куда заходили, потом просили гостинцев, а кто не давал - того били веником. Вот одни из них:

 

Каляда! (Называется имя хозяина дома)

Шачеза сёроц Ажияшка шужерец.

Каляда!

Кедешка Колозоц

Утом пешксе зёрнадо.

Каляда!

А миньдинек пештенят, Пряниконят, Цёмарат.

 

Тувонь сялгома Озкс праздновался два дня. Непосредственно праздник - ОЗКС Шарфтома Ши - Солневорот длился только два дня, а продолжался почти всю зиму (56 дней), почти до Од Киза - Масленицы.

 

Кроме календарных праздников были у Мокша - Эрзя Озксы и поповоду засухи, сильных дождей, нашествия саранчи -таста. В случае частых заболеваний в семье, болезни скота проводился Винь Озкс ночное моление, посвященное Кудава (домавой) или Юртава (двора). Просили Юртаву выгнать все болезни со двора. Винь озкс в некоторых сёлах проводят и до настоящего времени; а так же дни рождения, свадьбы, смерти родственников.

Все эти праздники - Озксы или поминки имеют общую канву, и содержание их не имело строгих правил. В каждом селе был свой выборный Мокош, который по своему усмотрению культурному уровню и по богатству общины села делал отклонения от обычаев предков - Авалдонь койть эзда.

 

Следует особо отметить особенности свадебного обряда Селиксенцев.

 

Первый день свадьбы проходил в довоенный период (1941-1945г.г.) как у всех православных. Из церкви или из ЗАГСа (сельсовета) празднование шло у жениха. Процесс выкупа невесты теперь превращен в весёлое дурачество, как большинство свадебных игрищ.

 

От старых обычаев осталось то, что на второй день свадьбы; когда тесть и тёща приглашают гостей к себе, то невеста с подругами остаётся дома у жениха. Гости, уходя из дома жениха, мажут грязью пол, занавески на окнах, иногда и стены и уходят с женихом к тестю. Пока жених с гостями гуляет у тестя, невеста с подругами делают в доме жениха генеральную уборку: моют полы, столы, меняют занавески и т.п.

 

Вернувшиеся, из гостей, восхищаются чистотой в доме, порядком, заведенным молодой снохой. Более всего мажут пол стены, занавески родственники самой невесты, так как они знают, что приготовлено у невесты к дому жениха.

 

Когда искали «Ярку» спрашивали у встречных - не видели ли они «Ярки». При ответе «Нет - аш» били веником по спине.

 

И вторая особенность, перешедшая из древних обычаев, заключается в том, что начиная с 3-го дня свадьбы, невеста уже не садится за стол с женихом, а с матерью жениха обслуживает семью жениха и гостей. Теперь она член семьи, но ещё не полноправный. Она первая помощница хозяйки дома, но ни от какого указания старшего семьи и хозяйки дома, как и мужа, она не имеет права отказываться до рождения первого ребёнка или прихода новой невестки брата мужа. Теперь она уже садится за стол со всеми вместе. И если понравится очень свекрови - она будет оставлять её за себя готовить и подавать семье или завтрак, или ужин временно или даже постоянно. Этим проявляется высочайшее доверие к снохе.

 

В молитвах на свадьбу звали в первую очередь Шкайаву - (мать всех богов) вместе с мужем Шкабавасом и их сыном - первенцем - Нишкепазом (божества пчеловодства), а потом и всех остальных богов: Паксеаву, Кудаву, Юртаву, Вирьаву и других.

 

Шкай ава - жена верховного бога - Шкабаваса. Шкайава более всего любила из растущих плодов на земле просо и коноплю, потому на свадьбе первой едой должна быть пшённая каша и конопляное толокно (подобие халвы). Она любила курей, свиней, овец за их плодовитость. В её честь резали осенью в декабре свиней, зимой - овец, летом - кур, варили яйца на свадьбу.

 

Шкайава сама была дочерью человека с земли, потому присутствовала на всех родах первенцев, брала с собой на землю души покойников нескольких человек, овец, свиней, кур. Из деревьев она любила очень берёзу, потому в баню, где рожала роженица,   приносили   берёзовые   ветки   с   листьями   под   роженицу,   а  зимой распаренные берёзовые веники.

 

Подробнее об обычаях Финно-угорских народов можно узнать из книг, указанных в списке используемой литературы и архивных данных.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.   В.В. Гошуляк «История Пензенского края» Пенза 1995 г. стр.51-52.

 

2.   Роберт Берне «Молодой Ключевский под сенью колоколов Пензы» журнал «Земство» №4 1994 г. Пенза.

 

3.   Н.М. Карамзин «История Государства Российского» Москва 1989г. том 1 стр. 18, 50,52,119,254.

 

4.   С.М. Соловьёв «История Государства Российского с древнейших времен» том 1 гл 4 стр.105, том 28 стр.359-360.

 

5.   В.О. Ключевский «Русская История» Москва 2005г. стр.90, 92.

 

6.   А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей» стр.14, 18, 19, 33, 218.

 

7.   П.И. Мельников (А.Печёрский) «Очерки Мордвы» стр. 9, 37, 51, 110, 112.

 

8.   Н.Ф. Мокшин «Религиозные верования Мордвы» стр. 99, 113, 119-139.

 

9.   Татьяна Девяткина «Мокш - Эрзянь мифологиясь» стр.41, 45, 51, 63, 74-77, 82, 87, 93, 100, 106, 115, 121, 133, 147, 163.

 

10. Д.Д. Фрезер «Фольклор в Ветхом завете» стр.24-25.

 

11. Ю.Ф. Козлов «От князя Рюрика по императора Николая 2» стр.92

 

12. Кеннет Боа «Лабиринты Веры» стр.23 гл.1, стр. 47.

 

13. М.М. Попов «Селиксенские Мордвы» газета Санкт - Петербургские ведомости от 1834 года перепечатанная в записках краеведа В.Е. Малязева Пенза 2001г.

 

14. Н.И. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» глава 7 стр.340, 553.

 

15. Данные Пензенского областного архива.

 

Продолжение следует

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter