Виктор Сенин. Прагматизм и рационализм Мордовского народа. Часть II

Инф-исток №2

ДОХРИСТИАНСКИЕ ОБЫЧАИ, ПРАЗДНИКИ МОЛЕНИЯ СЕЛИКСЕНСКОЙ МОКШИ.

Материал собран из личных наблюдений детских лет автора (Н.Д. Крюков, краевед), из материалов Пензенского областного архива, книги Т. Девяткиной «Мокш-Эрзянь мифологиясь». Тарту 2002; «Религиозные верования мордвы» профессора Мокшина Н.Ф.; «Очерки мордвы» П.И. Мельников (Андрей Печёрский); «Древнее население Верховного Посурья и Примокшанья» М..Р. Полесских; «История государства Российского» Н.М. Карамзин; «Селиксенские мордвы» М.М.Попов (газета «С.-Петербургские Ведомости 1834 год); «Легенды села Селиксы», Н.Д. Крюков.

Начну описания праздников и постов по календарному порядку (смотри Ковкерьск-календарь), как было до принятия Христианства. За соблюдением древних обычаев -АВАЛДОНЬ КОЙ - (с темных времен обычаи) выбирался пожилой человек (как мужчина, так и женщина), хорошо знающий древние обычаи - авалдонь койхнень. Выборными у финно-угров были все должностные лица: тюштяны, мурзы, оцязоры и мокоши или арбуи.

Мокош или арбуй (выборный обществом священник) следил за соблюдением проведения сроков праздников, постов, имел право изменять сроки праздников до недели в ту или другую сторону в зависимости от погоды или других стихийных бедствий, мог лишить присутствия некоторых лиц на общественном празднике. Вёл все общественные мероприятия в праздники и на работе: Выезд в поле на пахоту-Кереть озкс, на сев, на косьбу, на уборку и т.д. На многие мероприятия выбирались ему временные помощники. Молитвы, как правило, говорил сам мокош, но мог и доверить другому выборному в помощники лицу. Новый год у нас начинался весной, почти всегда в марте - васень ковста, но иногда и в последних числах февраля - уфай ковста, в зависимости от Новолуния после 23 декабря - Солнцеворота.

ПАЧАНЬ ШИ - НОВЫЙ ГОД -

Первый новогодний весенний праздник.

Патриарх Никон переделал под православный праздник Масленицу, но пост оставил по греческому календарю. По Мокшанскому календарю зимний пост был перед ПАЧАНЬ ШИ, но в этот пост разрешалось, есть рыбу и молочные продукты, чтобы не ослабить организм к весенним работам.

К этому дню резали барана, или петуха, ходили на охоту. Но главным угощением в этот день (в високосный год - два дня были без числа и названия дня недели) были пшённые блины со сливочным маслом - символ весеннего солнца. Это был не общественный праздник, а семейный, домашний. Мокош (Арбуй) ходил по домам, его угощали медовухой, блинами и другими вкусными угощениями, но от медовухи в этот день отказывался, а только прикладывался к рюмке губами. Помощники мокошу выбирались только в том случае, если село было очень большое.

От дня ПАЧАНЬ ШИ отчитывались все календарные дни недели, месяцы праздники, и посты, кроме праздника ТАУСЕНКИ - тувонь сялгома ши и КАЛЯДЫ - калякать сказки - ЁФКСЫ. Эти два праздника шли не по лунному, а по солнечному календарю.

НОРОВЖОРЧЕНЬ ОЗКС - Тундань васьфитема ШИ - Жаворонки. Весенний молодёжный праздник. Молодые люди ходили в поле петь песни, звать скорее весну. Как правило, отмечали через 3 недели после ПАЧАНЬ ШИ, но в зависимости от погоды по указанию мокоша могли отмечать и раньше и позже на неделю, но, как и все праздники у финно-угров только по пятницам. На день Норовжорчень озкс пекли медовые пряники в виде птиц и подвешивали на нитке к потолку дома. Проводят праздник во второй половине марта - васень ковста - первый месяц года.

ВЕРНЯЙ ОЗКС - Каль ши - Верба.

Дерево Верба является медоносом, потому на этот праздник пекли медовые пряники. (Кальсь медонос, сяс пидсесть мидень начат, пряникт). Детей будили похлопыванием кустиками верби, чтобы вставали есть сладкие пряники со словами: «Верняй кштик, кштик, кштик». Все взрослые мужчины открывали и проверяли ульи (бортнятнень) от зимнего укрытия тростниковыми матами.

КЕРЕТЬ ОЗКС - Модань керома ши - День пашни.

Проводили в конце села у леса или под священным деревом (чаще - дубом). Выбирался добрый хозяин с лошадью плугом (сокой) и в присутствии всех сельчан проводил пробных 3 оборота по полю с плугом на лошади. Старики во главе с мокошем села одобряли начало пахоты и назначали на завтра (или через день-два) выезжать пахать свои участки. По древнему обычаю - койт коряс, под деревьями резали петуха или селезня -(атякш али атя яксарга) и варили из них и пшена кашицу - шонгарям. Из каждого дома приносили с собой хлеб, соль, кашу, сваренную курицу (петуха). Выбранный мокош произносил молитву - ОЗОЛМА - молитва Шкабавасу - верховному богу, а потом Паксеава (Норовавати), в которых просили: хорошегоурожая, большого приплода скота, всем жителям - здоровья: «Шкабавас шкаень оцюнесь молимся и просим тебя и Паксеаву - дайте хорошего урожая зерна, большого корма для скота. Молимся с соблюдением древнего мокшанского обряда. Для вас мы принесли сегодня угощения, уважая вас, приглашаем с нами откушать. Чего просим мы того дай нам, чего боимся - от того храни. Паксе азор ава (полей старшая хозяйка) пусть пшеница, рожь, просо... колосится и на верхних полях и в низинах. Дай Шкабавас раштома жуватат и ламо кши (прибавление скота и много хлеба) и бедным людям и богатым, и мне и моему соседу, и родным и знакомым, и всем работающим людям (покоди ломатненди)» (молитва).

Паксеава жила на широкой меже, где нельзя было ни лежать, ни спать, не занимать место хозяйки полей, но сидеть и ходить можно. Паксеава (более старинное имя Норов ава) обидевшись, могла погубить урожай, на полевых работах в знойный день могла наслать солнечный удар, и т.п.

ЛИСЬФТЕМА - СУВАФТОМА ОЗКС

(Весенний выгон скота)

Сельский озкс, обычай (ила), который делали перед выгоном на пастбище скота (без свиней). Делали через овражек досчатый мостик с перилами и на столбах. На доски накладывали мох. При молении на мостик ставили большой горшок с новым огнём, добытый трением двух деревянных брусков. Прогоняли весь скот трижды под мостом, когда горело очистительное пламя в горшке на мосту, чтобы изгнать болезни и злых духов (аф цебярь вийть). На этот праздник (озкс иланди) резали овцу, варили ям (кашу с мясом), рядом клали хлеб, соль и другие угощения. При молении желали (Эняльдьсть) Шумбра Ши всем жителям села, всему скоту здоровья и хорошего приплода (раштама), много молока, шерсти, мёда (лофца, нона, мидь).

Два праздника: Керень озкс и лисьфтема-сувафтома озкс проводились ранней весной по пятницам (сюксшиста) и могли меняться местами в зависимости от погоды по указанию мокоша. Обычно они проходили в конце апреля - начале мая.

Намного скромнее (и более поздний озкс) отмечался иногда сев поздних культур: проса, гречихи, а потом и картофеля. Угощением были хлеб, соль, каша, яйца, овощи солёные. Назначенные для моления старики становились возле скатерти с угощением на меже, или под деревом лицом, как во всех полевых молениях к востоку, (шинь лисема ширес) и мокош или один из них произносил молитву: Шкабавас Трей пас ! Тиньдить озонттама пидеф-панеф кши мархта, акша алнят, кашанят...ознатама, алу сюкнря макстама, тон примак минь сюкпряненькень. Маряк, маряк пилесет, вант ней сильмосот панчк кили кенкшнень, вантт валдавальмават, макет минек шачи сера. Мизе видийхть масторть лангс, мизе сера ёрдайхть модати макет кили коренне, ичке шужерне, кувака колоске, пешксе видмеда. Макет Шкай карманей верде пиземне, лембе онфке (росу). Мокшень ила ведьтяма, шобда вить ванк, ванк и валда шить, кальдяв пинкста пувай вармада (крученного ветра).

Шкабавас - верховный бог! Кормилец наш, тебе мы молимся с печеным хлебом, с яичницей...(перечисляется еда). Молимся, вниз поклоны даём. Ты прими наши поклоны, услышь твоим слышащим ухом, взгляни всевидящим оком твоим, открой широкую дверь твою, взгляни в светлое окно своё, дай нам урожай зерна, что посеяли в землю, какое зерно бросят - дай им широко разросшийся корешок, толстую солому, длинный колос, полное зерно. Дай Шкабавас кормилец сверху дождичка и тёплую росицу. И т. д.

Эту молитву выписал дословно из книги Н.Ф. Мокшина «Религиозные верования мордвы» стр.125, Саранск 1998 г.

Молитва эта схожа со всеми другими молитвами, связанными с полевыми озксами, немного изменяясь, в зависимости от праздника, в честь какого Бога производится какие кушанья подаются.

АЛАШАНЬ ОЗКС или АЙГОР ОЗКС, ЛИШМЕ ОЗКС*

(Праздник в честь рабочей лошади со времён Никона переведён на более поздний срок и совмещен с православным праздником Вознесения ) Т.Девяткина.

В молении о лошадях участвовали лица мужского пола, Жертвенные куски пищи Шкабавазу, Велесу и Карда аве (Верховному богу, Богу села и Богу двора) откладывались в специальное обрядовое корыто из дерева. Перед днём Алашань Озкс выборные люди -делающие озкс (озксонь тиихне) покупали еду и питьё только у сельских своих жителей, на деньги собранные у сельчан же на покупку свиней, гусей, пива,мёда, (тувот, мацихть, пуре, медь).

Организаторы озкса, кому подошла очередь во главе Мокоша на день раньше, со всем купленным, уходили к священному дереву и начинали готовить еду на всё село. На праздник Алашань озкс приходили с каждого двора не менее одного мужчины, а на вдов угощение отдавалось их родным.

Из трёх малых деревень или одного большого села выбранные старики зажигали Штатол (Священную свечу) молились, пели священную молитву (шкай-мор), где просили вышесказанных богов о сохранности и здоровья лошадей. Затем ведушие Озкс дважды проходили вокруг разложенных хлебов, дотронувшись к каждой буханке, пальцем. При третьем проходе мокош резал кусочек от каждой буханки и клал в священную яму пуска крови зарезанных на озкс жертвенных животных (яндавати). Только после этого, начинали есть сваренное к озксу свинину и остальное.

В три года один раз покупали вместо свиней Лошадь (обычно старую), шкуру которой на палках как живую вешали на дереве. С принятием православия резать лошадей не стали, жертвенными животными лошади перестали быть. *- ЛИШМЕ ОЗКС -праздник посвящённый лошади.

КАЛМАЛАНГОНЬ ШИ

(День перезахоронений, клечальная суббота)

Тень сёрмаца миньцень кельса, кода моньц меляфца Селиксаса тиеньцть оцю войнада инголи фке тёжянь вейхкса сядт колмагемонь вейхксо кизоти пачкодемс, а козок уставась финской тюремась минь эстонь оцюнясь (Сталин) тяфта изь мерге тиемда. Лоткасть ломантьне Марть ланке якама озондома. Калмалангонь озондоматнень кувалма разнай книгаса лиякс сёрматф. Книгаста севф илать (обычайть) кувалма сёрмаца кода тоса сёрматф рузокс, а конань меляфца моньць, сёрмаца мокшекс.

Н.Ф. Мокшин «Религиозные верования мордвы» Подзаголовок «Верования и обряды, связанные, с умершими» стр.76-93

Люди .., верили что мертвец может встать из могилы, прийти к живым; позже стали представлять дело так, что после смерти из тела человека выходит душа, которая становится самостоятельным существом - духом. Душа связывалась с дыханием. Когда человек перестаёт дышать, говорят: ваймоц лиссь или ваймонянц нолдазе, то есть, «душа вышла или душу выпустил, испустил дух». В погребальных и поминальных плачах душа изображалась в виде зелёной бабочки. По обычаю возле умирающего ставят чашку или блюдечко с водой (вайме видь), то есть, воду для умывания вышедшей души. В чашку с водой опускали металлическую монету для неё. Возле чашки с водой клали лепёшку или пирог чтобы душа поела...Загробную жизнь Эрзя называют тона чи, а Мокша -тона ши.

В погребальном обряде мокша -эрзян заметен уходящий корнями в глубокую древность суеверный страх перед мертвецом. Это объясняется реальной возможностью заразится от умершего (особенно при эпидемиях). Об этом страхе говорят некоторые детали погребального обряда: одежда, которая была на умершем и постель сжигались, несшие покойника и рывшие могилу обязательно сразу после похорон мылись в бане, а все участники процессии прыгали через огонь костра у могилы, а пожилые проходили по углям, после вынесения покойника всю избу изнутри моют, а выметенный мусор сжигают. Потусторонний мир мокша-эрзянам представлялся подобием окружающего людей мира (без ада и рая) находящегося где - то на востоке под землей. Потому, когда обращались к предкам, то поворачивались лицом на восток. Предки обычно представлялись покрытые земной пылью... В гроб с умершим клали незаконченное им дело: мужчине - недоплетённый лапоть, женщине недошитую рубашку или недовязанный чулок (чтобы не скучал без дела), а также, необходимые душе человека в загробном мире чашки, ложки, орудия труда (по специальности) деньги, брагу, еду, и другое.

Такое представление о загробной жизни было свойственно и многим другим народом мира.

Покойника снаряжали в гроб во всё то платье, какое надевали в праздничные дни, и не обязательно новое. Рук никогда на грудь не складывают, но протягивают их вдоль туловища. Топором, ножом, углём или сверлом на крышке гроба делается изображение окон. Аналогично хоронили и Марийцы.

В мокшанских и эрзянских сказках говорится о том, что раньше они хоронили покойников на деревьях, чаще на берёзах. (Это связано было с тем, что зимой в отсутствие металлических орудий труда очень трудно было долбить мёрзлую землю, весной снимали с деревьев и перезахоранивали в землю, (вторичные захоронения Н.К.).

На кладбище было божество - Калмонь кирди (Калмо ава -Эрзя) Сохранилась молитва с обращением к Калмонь кирди: Красиво одетая женщина Урчав серняса аванс

Возьми за руку с права Севк види кедьбезот

Поставь мою маму рядом Аравтк види бокозот

Покажи ей тропки свои Нефтить не кинетнень

Где люди не ходят Коса ломаттьне аф яксийхть

Куда птицы не летают Ков нармотть аф лияндийхть

Там только где ходят Тува анцек якакшнихть

Да следов не оставляют Пильге следт аф кадыхть

Зелёные бабочки летают Пиже меляфкст лиендийхть.

Поминки были семейные и общие.

Симиень помнкатне минь вилеса уленцть мзярда кие кулось, снярда теньди тиельхть помнкат.

Велень помнкат Селиксаса тиенцть кафксть кизоти: тунда и сёксенда. Тунда Калмолангонь шить тиенькшнезь аф тяфта, кода лие мокша-эрзянь вилеса, и аф колмоксть, а анцек кафксть. Тунда калма лангс якасть тройцень кафта шида инголи педьньцяста-сюкшиста озондома Марть лангс шуфтнень алу. Тяса калмафтольхть минь Од Велень шавф и плхтав атяньке-бабаньке и идтне, конац поветь руснень кедьс вейхксонь сядт кемгавтува кизоня. (Лувость 1-2 легендатнень) Тень кувалма ули сёрмавфть Арабскей источникса. (том 1, гл.6 прим.364 Карамзин Н.М.)

Тяка кизоне уставась Селикса велесь. Тройцань вримаста (пинкста) плхтазь Од Велеть, сяс и тундань Калмолангонь шись Селиксаса тунда тисазь сюкшиста (педньцяста) тройцяда инголе. Сяда инголе -Кезоронь пинкста (средние века) тундань Калмолангонь шить Од Велеса минь предканьке озонкшнесть Пачань шить эзда колма ковда ётамда миле.

Сёксень калмама шить (менее торжественно) озонкшнесть аф пек тунданнеть коряс лама. Тишендезь те шить ровна кота ковт ётамда миле сёксень калмама шить эзда сюкшиста ейковть (ноябрь) уставамста. Те шить езда кармосесть кулыйхнень калмосема шуфта пряс (келу пряс), сяс мес ашель мизса шувомс еендаф модать кда ещё ашельхть кшнинь покадема орудият.

Тундань сюкшиста тройцада инголе валхнезь шуфта пряв калмафнень и калмокшнезь модати. Кда севомазь минь русне Казаньда севома миле (1552 кизоста) синь исть карма максама миньдиенк озонкшнема сюкшиста, кадсть фке ваймама ши-таргашиста - (нидлешиста), да и то аньцек тялонда.

Вага кода сёрмады калмаматнень кувалма Татьяна Девяткина мокшеньлитературной кяльса: «Фольклоронь материалхнеть эса няфтеви, што инголи лазкскень путонелезь ки рашктненьди столба лангс, или же оцю ки лангс шуфта пряс, тунда калмалез шуфта алу..» Сире пингста кулы алять лемс калмолангса пичкольхт вашеня, авать лемс - траке. Сивольда ярцамда меле пидеф илядыть сяволезь куду... Сире пингста (авалдонь пингста — в тёмные давные времена) илать коряс, колдуттнень калмос эрьхнесть поювонь пяль, штоба сон афоль лисефт. Сят, конат кулольхт винати, коськакизоть калмонц валондолезь ведьса» 18 векста материалхнень коряс калмолангонь шить ётафнелезь кизоти кафксть: кизонда и сёксенда. Илань ётафтоматне и илань (обычай) пинкне ульсть аф фкят: Пензенскяй губернияса калмолангонь шить тиенделезь Очижида меле васенце ёткшиста (первую субботу), и святой Дмитриень шида (сёксенда 8 ноября) инголе. Симбирскяй губернияса - васенце (первый) шавшине (вторник) Очижинь неделяне и ёткашиста Дмитриень шида инголе. Лия васттнень эса калмалангонь шить ётафтолезь «чистай щуваланяста» (чистый четверг). Т.Девяткина «Мокша-Эрзянь мифологиясь» тарту 2002 стр.74-77. (все финоугорские народы делали праздники только в пятницу, а только после Никона - по-разному Н.К.)

Лама сёрмадонь калмамать кувалма сяс, тяста уставай Авалдонь койсь - Древний обычай.

АТЯНЬ-БАБАНЬ ОЗКС, или КИЗОНЬ ВЕТЕМА ШИ.

Селикса велеса Калма лангонь шида меле сисемга ётамста (через неделю) тиенцть Озкс (праздник) Кизонь ветема ши. Патриарх Всея Руси Никон сонь изь мерьге праздновамс и тиезе вастозонза Тройцеть, Атянь бабань шить тиезе марс Калмалангонь шить мархта. Селиксаса кармасть тиендема тяфта: сюкшиста пятницаста яксесть ( до 1939 года) озондома Марть ланг помндама предкатьнень кулофнень «Кезарень пингста» (средние века), а ёткашиста кулофнень калма лангс аф кунара пингста Кучкакуронь калмотнень лангс или оцю ки лангонь православнай калмотненди. Кучкакуронь алце пиретнень эса калмосесть крёзфтома. А тройцаста праздниколь, но аф пек сонь сотцезь.

ТИШЕНЬ ЛЕДЕМА ШИ.

День начало сенокошения.

Этот день назначался в июле мокошем села - выборной старшиной села, деревни. Выходило всё мужское население. На собранные общественные деньги - урет (ярмакт) покупали барана, овцу, пуре и прочее съедобное. Выборные повара готовили угощение. Взрослые мужчины решали во главе с мокошем все вопросы, связанные с сенокосом. Накашивали по вязанке травы, собирали и приносили к месту угощения, расстилали и начинали пировать. Насытившись едой, собирали скошенное сено в вязанку и несли во двор скоту, но не сушили. На другой день начинался сенокос с сушкой и уборкой сена. Окончание сенокоса общественным озксом не отмечалось. Любители погулять окончание сенокоса отмечали отдельно дома.

ОД ТОЛОНЬ ОЗКС.

Праздник нового огня.

Этот праздник существовал до христианизации России отдельно. Он проводился сначала в конце августа, когда появлялась необходимость в обогреве жилища. Когда трудно было добыть огонь, он хранился круглый год в очаге. В жаркий период лета за ним следили хуже и огонь в очаге часто затухал. Приходилось за огнём с горшком идти к соседу и просить тлеющих углей. А так как несчастья подстерегали первобытного человека повсюду, то он почему-то решил, что они чаще бывают тогда, когда даёшь угли в потухший очаг соседа. Потому не стали давать угли из своего очага. Тогда и появился обычай, а затем и озкс в честь святого огня, когда все брали горящие угли из общего теперь священного огня.

С приходом православия, а так же с изобретением более совершенных способов добычи огня огнивом, а затем и спичками значение праздника Од тол уменьшалось. С принятием православия на Руси священниками совсем был отменён. Но финно-угорские народы не хотели расставаться с праздником Нового огня и объединили его с праздником Первого выгона скота - Лисьфтема - сувафтома озкс, так как и здесь требовался священный огонь, а хранить всё лето огонь на шестке печи необходимость отпала.

Теперь озксы Од тол и Лисьфтема - сувафтома справляются в один из весенних дней первого выгона скота на пастбища в первой половине мая , конце апреля. В Селиксе до 1939 года каждая улица делала озкс Лисьфтема - сувафтома отдельно, так как было 4 -5 стад только коров. Священный огонь всё - таки брали в горшках все хозяйства, хотя необходимости и не было, но сохранялся обычай предков - авалдонь кой.

«Озондома иласта пичксесть сява (коза) сюкшиста (пятница) колмоце од ковста Пачань шить эзда.

Продолжение следует

Источник: http://www.zavtra.ru/content/view/pragmatizm-i-ratsionalizm-mordovskogo-naroda-ii-2-/

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter