Виктор Сенин. Прагматизм и рационализм Мордовского народа. Часть I

Прагматизм и рационализм Мордовского народа! Ии №1

Виктор Сенин

18 августа 2015

 

Мордва – древнейший народ мира!

 

«Культура человека определяется тем, как он относится к своему прошлому».

А.С. Пушкин

 

«Легенды связывают народ с окружающей природой и историей. История без легенд всё равно, что дерево без корня»

М.Александропулос – греческий историк

 

«Слияние души человека с душой вселенной есть Мокша» Изречение Друидов Индии – «Лабиринты Веры»

Кеннет Боа.

 

«Знание языков полезно каждому человеку, а родного языка – радость на всю жизнь»

С. Бахмусов – писатель.

 

«Любой язык по-своему велик

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык

Как самое на свете дорогое!»

Н.Доризо – советскийписатель.

 

«Существенное свойство варварства – беспамятность, нет ни высокого дела, ни стройного слова без живого чувства собственного достоинства, а чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, нет гордости без национальной памяти».

Академик Д.С. Лихачев. 

SVN 18/08/2015

Инф-исток №1

(Вместо Части №1)

Вместо Предисловия

 

В данной серии статей представляю работы краеведа села Селиксы (Кижеватова) Пензенской области, Николая Даниловича Крюкова. Он отличный знаток истории своего села, края, России, и, конечно же, истории своего мордовского (эрзя и мокша) народа!

 

Фальсификациями нашей отечественной истории занята вся блогосфера и фальсификаторы истории добрались до патриотических изданий, чему мы не очень рады и поэтому противопоставляем этим фальсификациям работы людей, которым нет оснований не доверять и уж тем более, подозревать в искажении истории…

 

При разговоре, мне Николай Данилович говорил так: краевед должен работать только по документам, а если не хватает данных, документально подтвержденных, то пусть историю излагает пока в легендах, чтобы не умер народный способ передачи информации из уст в уста…

 

А придет время – ученые либо подтвердят, либо опровергнут его легенду, но зато фальсификации истории не будет…

 

Именно поэтому Николай Данилович даже свои легенды нумерует, чтобы потом не было никакой путаницы!

 

Я, в свою очередь, тоже ввожу некоторые новшества:

 

SVN 18/08/2015 расшифровывается так: Сенин Виктор Николаевич, число, месяц, год;

 

Инф-исток №1 обозначает «часть» и «номер части». С этого дня я нигде не буду применять слово «часть», оно у меня будет заменяться «Инф-исток» и номер такой-то…

 

В заглавии статьи будет применяться абреватура Ии №1, Ии №2, Ии №3, где первая буква «И» будет писаться с заглавной буквы, а вторая «и» с маленькой буквы…

 

Как в данном случае:

 

«Прагматизм и рационализм Мордовского народа! Ии №1»

 

Календарь финно-угров

(далее пишет Н.Д. Крюков)

 

Дохристианский календарь был прост до гениальности. У финно-угорских народов Поволжья в году (кизоти) было 13 месяцев (кемголмува ковт) все по 28 дней (комсь кавксува шит ковть эса).

 

28 дней X13 месяцев = 364 дня + 1день = 365. Один день на Новый год был без числа и назывался «Пачань ши», а в високосный год праздновали (без числа 0) два дня. На этот день праздника пекли обязательно пшённые блины – символ весеннего солнца, ели чаше всего с маслом, реже с молоком или с мёдом, кому как нравится. А когда стал патриархом Всея Руси эрзя Никон (в миру Никита Минов), то он смешал все церковные праздники с эрзя-мокшанскими. Вот почему в православных греческих святках многих праздников нет, но мы их празднуем и сейчас, считая их церковными: Масленица; Жаворонки; Яблочный спас; Медовый спас; Таусенки (20 декабря) – тувонь сялгома ши; Каляда (23 декабря) – калякали сказки (ёфкст) в самые длинные вечера; а день Поминаний и Перезахоронения, умерших зимой (снимали с берез и хоронили в землю – Мар) соединил Никон с православным праздником Троицы. Таким образом, в России мы отмечаем праздники полугреческие полу эрзя-мокшанские. А вот посты, не подумав, он оставил все греческие. Получилась несуразица не соответствующая нашим погодным условиям: в самые холодные месяцы, когда надо резать скот чтобы не травить лишний корм (декабрь-январь) и от холода питаться мясом у нас по-гречески Великий пост. Приходится мясо солить, делать дополнительные расходы и теряется вкус и качество мяса; к весне надо набираться сил и усиленно питаться, а у нас пост; в конце апреля – начале мая идут весенние работы, а у нас на пасху сплошная пьянка-гулянка.

 

Греки как все другие народы, делали свой календарь, сообразуясь с местными в Греции погодными условиями, а мы схватили греческий календарь, забросили свой финно-угорский соответствовавший нашим погодным условиям, радовались тому, как плохо мы сделали для себя.

 

По нашему календарю (ковкерьксть коряс) каждый вторник (шавши) был постным, по средам резали скот (вержи), по четвергам обязательно все мылись в бане (шуваланя), каждую пятницу (сюкши) праздновали или молились за упокой души родных предков, в субботу был рабочий день между двумя нерабочими – пятницей и воскресеньем (ёткши), в воскресенье не работали и не праздновали, а отдыхали -(Сидиень таргамаши таргаши), первый день недели – понедельник старший в семье давал задание всем членам семьи на все 5 рабочих дней недели. Месячных постов по 28 дней было два, когда запрещалось резать домашний скот и охотиться: летний (кизонь шава ков) после яблочного спаса, и зимний (тялонь шава ков) перед Пачань ши. Рыбалка разрешалась круглый год, кроме периода нереста.

 

За соблюдением всех правил следил выборный старейшина – Арбуй или Мокош (в разное время назывался по-разному).

 

ДНИ НЕДЕЛИ – СИСЕМГАТ

 

I. АТЯНЬШИ – понедельник. Старшим в семье давалось задание на выполнение работ на неделю (5 рабочих дней).

 

II. ШАВШИ – вторник. Пустой, то есть постный, круглый год. Больным, старым людям и детям (до 5 лет) разрешалась рыба и молоко.

 

III. ВЕРЖИ – среда. Резали скот, ходили на охоту или рыбалку (по сезону).

 

VI. ШУВАЛАНЯ– четверг. Банный день обязательный для всех.

 

V. СЮКШИ – пятница. День праздников и поминания предков. Разрешалось только в горячую летнюю пору с разрешения Мокоша /блюстителя Древних Обычаев называемых Авалдонь Кой/ работать до обеда.

 

VI. ЁТКШИ – суббота. Промежуточный день между двумя нерабочими днями.

 

VII. СИСЕМГА – ТАРГАШИ – или НИДЛЕШИ – воскресенье. Сидиень таргама ши сердечный день, отдых от тяжёлого физического труда.

 

МЕСЯЦЫ  В ГОДУ – КИЗОНЬ КОВНЕ

 

I. ВАСЕНЬКОВ – март. Первый месяц Нового Года. Новый год начинался с праздника ПАЧАНЬШИ, день был без числа. Со времен патриарха Никона Пачаньши стали называть Масленицей.

 

II. КАЛОНЬКОВ – апрель. Вскрываются реки озёра. Начало весеннего лова рыбы.

 

III. ПАНЬЖИКОВ – май. Начало цветения растительного мира.

 

IV. АТЯМКОВ – июнь. Грозовой месяц.

 

V. МЕДЬКОВ – июль. Первый сбор мёда из бортней-ульев. /Медовый спас/.

 

VI. МАРЬКОВ – август. Разрешалось, есть яблоки всем. Пекли пироги с яблоками – Цёмарат. По православному календарю – Яблочный спас.

 

VII. КОЗЕКОВ – сентябрь. Месяц богатый урожаем и диких и культурных растений

 

VIII. ЁТКАКОВ – октябрь. Промежуточный месяц между летними и зимними работами.

 

IX. СЮНЕРЬКОВ – (у Мокша-Эрзян этот месяц отменён со времен Никона).

 

X. ЕЙЙКОВ – ноябрь. Первый лёд на водоёмах. Начало похорон умерших людей на деревьях.

 

XI. АЦАВКОВ – декабрь. Земля покрывается снегом.

 

XII. ЯКШАМКОВ – январь. Самый холодный месяц.

 

XIII. УВАЙКОВ – февраль. Время холодных ветров и метелей.

 

Новый Год в Мокша-Эрзянском дохристианском календаре начинался в третий полный в днях лунный месяц от начала прибавления зимних дней (23 декабря).

 

Вехи жизни села Селикса.

 

Село Од Веле начало строиться в 1 веке до нашей эры и сожжено вместе с людьми в 912 году. (Существовало около 2-х тысяч лет). В это же, лето, было застроено, село Селикс Исса, где сейчас улица Кижеватова.

 

Улица Кавказ из одного двора Селика разрослась постепенно и увеличилась параллельно улице Верхний Конец. В XIвеке н.э. образовалась улица Нижний конец.

 

В ХIII веке при татаро-монголах часть населения села переселено в село Безводное Петровского уезда Саратовской губернии.

 

Лет через 50 ещё часть населения переселено в село Кучки Пензенского уезда Пензенской губернии.

 

В 1709 году построен православный молельный дом в стыке теперешних улиц Садовая, Кижеватова – (Кучкакур).

 

В 1749 начато строительство церкви и на рождество 1750 год освещена, почему И называлась наша церковь Рождественской и село стало называться Селикса – Рождественское тож.

 

В 1757 году началось массовое крещение всех Селиксенцев в православную веру, но они редко ходили в церковь, а продолжали ходить молится на Мар под дубом. (По доносу М.М. Попова (засланного шпиона из Пензенской епархии)был сослан на каторгу 1 человек и бито плетьми 8 человек. После чего ночью тайком был спилен священный дуб у Мара в 1833 году).

 

В этом же 1757 году открыты новые православные кладбища, где первыми захоронены крещенные уже в Нижегородской губернии Антон атя и Стяпа баба. Но селиксенцы ещё долго хоронили своих покойников на Кучкакурских кладбищах. Я ещё в 1935-39 годах застал могильные холмы и памятные столбы на могилах на теперешних нижних Кучкакурских огородах.

 

В 1817 году был построен пересыльный пункт для каторжников, где теперь старая школа. В 1843 году стали давать Селиксенцам фамилии.

 

В 1863 открыли школу в доме для пересыльных. Первый учитель – Петр Иванович Бекетов.

 

Село Селикса переименовано в честь героя Советского Союза А.М. Кижеватова в 1963 году.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.   В.В. Гошуляк «История Пензенского края» Пенза 1995 г. стр.51-52.

2.   Роберт Берне «Молодой Ключевский под сенью колоколов Пензы» журнал «Земство» №4 1994 г. Пенза.

3.   Н.М. Карамзин «История Государства Российского» Москва 1989г. том 1 стр. 18, 50,52,119,254.

4.   С.М. Соловьёв «История Государства Российского с древнейших времен» том 1 гл 4 стр.105, том 28 стр.359-360.

5.   В.О. Ключевский «Русская История» Москва 2005г. стр.90, 92.

6.   А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей» стр.14, 18, 19, 33, 218.

7.   П.И. Мельников (А.Печёрский) «Очерки Мордвы» стр. 9, 37, 51, 110, 112.

8.   Н.Ф. Мокшин «Религиозные верования Мордвы» стр. 99, 113, 119-139.

9.   Татьяна Девяткина «Мокш – Эрзянь мифологиясь» стр.41, 45, 51, 63, 74-77, 82, 87, 93, 100, 106, 115, 121, 133, 147, 163.

10. Д.Д. Фрезер «Фольклор в Ветхом завете» стр.24-25.

11. Ю.Ф. Козлов «От князя Рюрика по императора Николая 2» стр.92

12. Кеннет Боа «Лабиринты Веры» стр.23 гл.1, стр. 47.

13. М.М. Попов «Селиксенские Мордвы» газета Санкт – Петербургские ведомости от 1834 года перепечатанная в записках краеведа В.Е. Малязева Пенза 2001г.

14. Н.И. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» глава 7 стр.340, 553.

15. Данные Пензенского областного архива.

 

Продолжение следует

Оригинал: http://www.zavtra.ru/content/view/pragmatizm-i-ratsionalizm-mordovskogo-naroda-ii-1/

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter