Виктор Сенин. Прагматизм и рационализм Мордовского народа №7

Прагматизм и рационализм Мордовского народа! Ии №7

Виктор Сенин

29 августа 2015

«Легенды связывают народ с окружающей природой и историей. История без легенд всё равно, что дерево без корня» М.Александропулос – греческий историк

SVN 28/08/2015

Инф-исток №7

ЛЕГЕНДА №4

МУРОМСКОЕ ЦАРСТВО

В давние – предавние времена – Авалдонь пингста, вдоль Волги и её южных притоков, около трех тысяч лет тому назад существовало – довольно сильное мордовское государство. Оно уже было почти за две тысячи лет до прихода славян на северные земли (якшамшири). Тогда ещё многие боялись приходить на наши земли большими отрядами, а мелкие отряды были не так опасны. Ещё в древности, когда на наших землях севера жили только народы Моруа или Модаары – земли пахари (так они себя называли, наверно потому нас и назвали славяне – мордва) у них были свои выборные тюштя и мурзы. Выбирали на сходках на несколько сёл один тюштя*, а выборщики выбирали по округу одного Мурзу* (силач, предводитель). Но когда на наши земли стали приходить грабители с юга (лембе ширеста), то самые умные мурзы стали объединятся для совместного отпора грабителям, а иногда и силой объединять непокорных мурз. Одной из мудрых и сильных княгинь была Муромская мурза Кежана, которая собрала вокруг себя мурз других поволжских округов, всем им грозила одна и та же опасность. Это добровольное объединение произошло свыше 2,5 тысяч лет (кафта тежять вите сядт кизот) от нашего времени. Возглавлявшая это объединение мурза Кежана была названа Оцязор (оцю – большая, азор – хозяйка). Во времена правления Кежаны у наших народов предводителем могли быть как мужчины, так и женщины. Если мурзами часто избирались женщины, то тюштя были почти все мужчины.

Если тюштяны были в подчинении у мурз, то сами мурзы были в подчинении оцязора (царя).

У себя дома в большинстве уже старшими были мужчины, но у некоторых старшей в доме бала женщина. Да и сейчас ещё есть в мокшанских семьях, где старшая в семье мать. В этот сложный период, когда начали беспокоить грабежами наши земли южане, у оцязор Кежаны не было прямых наследников – сыновей, а были три дочери: старшая -Валдая (светлая, светящаяся); средняя -Волгуша (быстрая как молния, длинная); младшая дочь – Мазая (красивая). Ко времени глубокой старости царицы Кежаны старшая дочь Валдая была обременена семьей и потому не хотела принимать царской власти. У неё было три девочки, и только что народился мальчик. Вышедшая замуж год назад, Мазая, тоже родила первенца мальчика. И только вторая дочь Волгуша ещё не была замужем и не имела детей, так как была очень боевая и отбивала всех женихов. Вот ей-то Волгуше, на сходе мурз и передала своё царство Кежана. У финно-угорских народов все должности как светские, так и религиозные были выборные. С первых дней правления молодая энергичная царица Волгуша начала посещение своих владений. Кому-то оказала материальную помощь, кому-то помогла отразить набеги южан, а где и просто помогала собирать дань со своих людей для содержания армии. Но армия была не велика, соответственно не велики были и налоги. Прошло три года правления Волгуши. За это время не было ни одного крупного набега южан, не было беспорядков в стране. Агрессивные соседи быстро узнали о молодой деятельной царице Модаар -Волгуше и на время прекратились набеги грабителей. За это время и сама Волгуша вышла замуж за тюштя города Мурома. Долго и счастливо прожили они с мужем Овтаем, прижили пятерых детей, но не было у них ни одного мальчика, и только в преклонном возрасте шкабавас (верховный бог) дал им, наконец, сына. Мальчик рос весёлым и здоровым, но его мало беспокоили заботы государства. Надо сказать, что имена детям у нашего народа давали в те времена в 3-5 лет (иногда переименовали позже), в зависимости от характера ребёнка, или физического развития, или пожелания близких родственников и родителей, а иногда и друзей.

В первые годы правления царством Волгуши, мать её Кежана ещё была жива, хотя по состоянию здоровья отошла от государственных дел, но помогала советами дочери. Предчувствуя близкий конец свой, Кежана созвала детей своих с семьями на праздник прощания и имя наречения внуков. На этом празднике имя наречения Волгуша отблагодарила свою старшую сестру Валдаю за то, что та отказалась от царствования в пользу Волгуши и подарила ей земли по реке на которой стоял город Эрзянь побережье реки Ака с её мелкими притоками от реки Мокши (Ака на языке мокша – старшая сестра). Потому эту реку и назвали народы Моруа – Ака.

Сыну Валдай, которого назвала Москаем, царица отдала земли выше по течению по большому притоку реки Ака, назвали ту реку Москвой.

Сына младшей сестры Мазан царица назвала Камаем и подарила ему земли по притоку Рау на восходе*. Приток получил имя Кама.

Сестры и другие гости предложили самую большую реку Рау назвать именем царицы Волгуши. С тех пор великая Рау стала называться – Волга, а её самые крупные притоки – Ака, Москва, Кама; другие наши крупные реки и озёра стали именоваться по именам мурз поволжских народов. И как их только не переименовывали захватчики наши реки, озёра и города, но почти все они сохранили финно-угорское звучание, как и Пенза. Начав раздачу земель по своим родственникам Волгуша, по-видимому, хотела укрепить единовластие в стране, но поневоле разделила народы Моруа на отдельные народности: Эрзя, Мурома, Мокша, Мари, Меря, которые раньше говорили одним языком и называли себя – Моруа или Модаары. Постепенно каждый из этих народов стал приобретать свой язык, хотя до сих пор языки этих народов были схожи между собой. Мари стали отдельным народом, а Меря и Мурома погибли (4) под русскими. От раздачи земель Волгушей стало плохо всем этим народам, но поняли это слишком поздно. Вскоре после смерти Волгуши каждый из этих народов выбирал себе своего оцазора (царя) и силы народа резко уменьшились. Этим воспользовались грабительские народы, и число разбойных нападений с каждым годом стало увеличиваться. Оккупанты со всех сторон стали раздирать наши земли.

Этому скверно помогли наши правила жизни – не убивать людей и не нападать ни на кого первыми; давать отпор врагу только тогда, когда видно, что враг пришел с грабительскими намерениями. Но чаще это было уже поздно.

Богатств особых наши предки не заводили чтобы не вызывать зависти соседей и желания пограбить, но одежды и пищи хватало вдоволь всем, даже тюштяны и мурзы не имели много ни золотых, ни серебреных запасов. Всё чем богаты были наши народы – это хлеб, мёд, рыба, меха лесных зверей и свинец. Даже медь они закупали на мёд, меха и хлеб в горах на восходе*. Всевозможные украшения наши женщины умели делать из того, что находили в земле и в воде. Трудились наши народы очень много, тем были и славны, и никто никогда не ходил по своей воле воевать и грабить другие народы.

Если Эрзянь ошть (Рязань) россы-русские сжигали трижды, а город при слиянии Волги и Оки* несчетное количество раз, то нашу столицу Мокша – Наручат сжигали россы-славяне один раз, а второй раз уже монголы, но они же потом строили там свою столицу. Перед нашествием монгол русский князь Юрга* сумел поссорить Мокша с нашим вторым крылом – Эрзя, чтобы легче побить самому и тех и других, но монголы опередили его.

Эта ссора помогла монголам легко победить и мокша и эрзя и русских, а если бы мы выступили вместе, то обязательно победили бы монголов. Мужчины наши были всегда сильными, воинственными и часто с ними на защиту земель выступали и женщины, как например Нарчатка дочь царя Пуреша. Монголы правили нами почти триста лет, но наш народ сохранил свои обычаи, нравы и религию, потому что оставались у нас свои мурзы и тюштяны, а рузне (русские) уничтожили наших предводителей до основания за тот же срок. Не осталось ни мокшанской грамоты, ни религии, погибает и язык. Уничтожены и арбуи – жрецы мордовские так называли почётных старожилов села, выбранных для соблюдения праздников, свадебных и похоронных обрядов (попы). Мордва выдержала, а вот братьям-славянам меньше повезло, язык сохранился, а носитель ассимилирован в русскую нацию без остатка, только воспоминания обрывочные остались о настоящих славянах…

 

ПРИМЕЧАНИЕ К ЛЕГЕНДЕ №4

1. «Тюштя» – тюштян – выборный председатель у народов Мокша и Эрзя. По селиксенской легенде – Тюштя было имя выборного предводителя древнего Мокшанского села Озименка на реке Мокша. Он был очень мудр, силён и справедлив. В глубокой старости он дал пир своим сельчанам и ушёл из деревни, заявив, что в лихую годину он вернётся домой и поможет землякам.

2. «Мурза» (князь) военный и гражданский предводитель округа.

3. «На восходе — на востоке.

4. «Погибли под русскими» – русифицировались, приняли русский язык. При Киевском князе Владимире 1 (980-1015г.г.) началась усиленная насильственная христианизация и русификация коренных финно-угорских народов, где участвовали священнослужители и войска.

5. «В горах на Восходе» – Уральские горы.

6.  «Город при слиянии Волги о Оки – Обран ош – Обрана (мурзы) городок, ныне Нижний Новгород .

7. «Князь Юрга» – Юрий Всеволодович (1218 – 1238 г.г.) примерно 1235-37 годах Юрга сумел поссорить Мокша с Эрзей. Эрзя в то время были в союзе с врагом Мокша – булгарами казанскими. Мокша же искали дружбы с русским князем Суздальским Юрием Всеволодовичем, чтобы освободится из-под ига Булгар. В надежде на обещанный союз и напал на Эрзянского князя Пургаза князь Мокшанский Пуреш с сыном Атямасом (по Селиксенской легенде). Войско Пургаза было разбито, но Пуреш не получил обещанной помощи от Юрги. В 1238 году объединённые войска Эрзян с Булгарами и Мокшан с Половцами были разбиты по очереди Монголами в городе Серия, а в следующем году разбиты и русские. (Сырне – означает Золото, город Золотаревка, Пензенской губернии.).

8. Кезарень пингста – в средние века (период правления Римского императора Цезаря)

9. Авалдонь пингста – в тёмные времена – древний век.

10 . Авалдонь кой – древний обычай.

 

Продолжение следует

 

Оригинал: http://zavtra.ru/content/view/pragmatizm-i-ratsionalizm-mordovskogo-naroda-ii-7/

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter