Виктор Сенин. Прагматизм и рационализм Мордовского народа №6

 Прагматизм и рационализм Мордовского народа! Ии №6

Виктор Сенин

28 августа 2015 0

«Легенды связывают народ с окружающей природой и историей. История без легенд всё равно, что дерево без корня» М.Александропулос – греческий историк

SVN 28/08/2015

Инф-исток №6

ЛЕГЕНДА 3

СЕЛИКСА ОТ ОСНОВАНИЯ ДО СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА.

Рассказанная  Легенда моей мамой Сивишкиной – Крюковой Матрёной Степановной в предвоенные 1936-1938 годы.

Прошлый раз мы оставили живых жителей сожжённого села Од веле в лесу на левом берегу вершины ручья Селика. Оставшиеся в живых после Мёртовщинского (Ведень Паксе) сражения решили строиться ещё глубже в лесах и подальше от водных путей, куда не могли бы подняться на больших лодках южане – захватчики. Выбрано было место на противоположном берегу ручья, не далеко от двора Селика. Уклон к реке в том месте был на восток (шинь лисема пяли) и немного в южную сторону (лембе шире-тёплую сторону), то есть в очень удобную сторону для садоводства и огородничества. На новом месте дикие плодовые деревья и кустарники не вырубались. На место срубленных деревьев, на строительство, высаживались плодовые деревья из леса. Ухаживая за ними, люди, добивались увеличения их урожайности улучшения вкусовых качеств; а главной целью было укрытия жилья от бандитов, приходящих с тёплых краев.

Землянки сначала делались кое-как лишь бы спрятать людей до холодов в тёплые помещения. Выкапывалось в верхней части склона яма, в зависимости от размера оставшейся семьи. В ней плотно друг к другу ставились вертикально брёвна вдоль стен, (хорошо, что тогда появились металлические топоры). В середине землянки ставились столбы, а на них клалась двухскатная крыша. Поверх брёвен крыши насыпалась земля и, жилище готово. Посреди землянки делался очаг из камней, а в крыше – отверстие для выхода дыма. Когда очаг не горел, отверстие закрывалось на крыше шкурой животного. Оконце над дверью затягивалось бычьим пузырём.

Только через несколько лет Селиксенцы стали ставить срубовые дома – керенки с мокшанскими печками и с трубой, (Керенка – керф – рубленый). Две сотни лет, а может быть и немного больше село состояло наше из одной улицы, где сейчас улица Верхний конец (Вере пи). А на противоположном берегу ручья разрасталась семья Селика (Капказ), смешиваясь с местным населением. В конце улицы, на склоне к реке, где сейчас улица Кучкакур (Средняя) было образовано новое кладбище, но уже не в Мар; а домов тогда там ещё не ставили.

Через много лет появилась у нас и третья улица ниже по течению ручья и ниже кладбищ. Улицы стали различать и назвали старую – Верхний конец (Вере пи), новую – Нижний конец ( Ало пи), улицу Селика назвали Кавказ (Капказ), а вместе всё село стало называться – Селик Исса (Селикса – Селика ручей), теперь уже село назвали по названию ручья.

Очень долго – больше полтысячи лет оставались в селе три улицы, только увеличивались в обе стороны и уплотнялись прогалы между домами. Сначала дома стояли только в один ряд – к реке огородами, позднее чтобы дома легче защитить от пожаров, стали строить дома с обеих сторон улицы, но огороды были у всех и верхние и нижние. Улица Большая дорога начала строиться после начала строительства ямщицкой дороги в 18 веке между селом Пиенза и Городищем ещё при Петре 1.

Наш народ в войне с Казанскими татарами поддержали сторону русских, в надежде освободиться из-под ига татар, но это принесло облегчение только на короткое время. Когда русские закрепились на финно-угорских землях по всей Волге они, оставив старый ясак монгольский, наложили ещё новые русские налоги на наши народы.

А когда мы платили, дань монголам они переселяли из нашего села людей семьями куда хотели. Так люди из нашего села были переселенцы в село Кучка (Середина) с первых лет прихода на наши земли, а родственные связи остались до сих пор. Переселенцы из нашего села в село Безводное Саратовской губернии Петровского уезда, с кем так же много родственных связей. Так нам Крюковым родня родом из Кучек Долговы, Мохановы. (За последних отдана в с.Кучки двоюродная сестра нашего отца данные Пензенского областного архива).

На берега вершины Хопра, где сейчас село Кучки, были две небольшие переселенные из других деревень сельца. Позже в середину – Кучкав между этими сельцами и были поселены по берегу Хопра переселенцы из нашего села. Потому село Кучки так и называются Кучка – середина (так же и в нашем селе называется улица Кучкакур), построенная позже в середине между улицами Верхний конец (Вере пи) и Нижний конец (Ало пи).

Мокша и Эрзя часто восставали против как булгарского, росско-русского, так и монгольского ига, как и других покорителей и часто выходили победителями. Но у нас после Пуреша и Нарчатки не было достойного предводителя народа, который сумел бы восстановить нашу государственность. Даже наш Стенька Разин не сумел дать свободу своему народу, (хотя русские считают его славянским казаком). После восстания Стеньки Разина против «росских оккупантов» и их непомерных налогов, похожих на грабежи монгол, цари запретили иметь Мокша и Эрзя своих выборных предводителей тюштя и оцязор, а так же запретили иметь в мордовских сёлах кузницы «чтобы не ковали оружия против русских царей». После этого даже сохи (сока), плуги, мотыги, стали покупать в переселенных сюда русскоязычных сёлах. Снова заставили мокша – эрзянский народ вернуться к каменным орудиям труда, а так как в нашем селе и других близких сёлах не было достаточного количества твердого камня наши люди стали налаживать утерянные связи с теми селами, где было много твердого камня. За твёрдым камнем стали ездить на лошадях в Варежку и Шуварду (шуви – роет, шувар – песок) Мокшанского уезда. Вот почему в Селиксе много женщин, взятых из этих сёл замуж за наших сельчан. (У нас дома до 1940 года был каменный скребок для пола). И кому только не подчинялся наш народ за последние две тысячи лет (кафта тёжянь кизоста), каких только оккупантов не было на нашей земле: и хазары-торговцы, и готы, и булгары, и татары, и россы-славяне, но никому из них мы не были подчинены надолго и до конца. Используя их междоусобные распри, мы чаше всего освобождались из-под ига и тех и других... Уже несколько сот (сядо) лет бывшие россы-пираты пытаются наш народ Мокша переделать в русских, как переделали в свое время славян, и в последние годы, мы видим, что это им удаётся: уничтожены полностью наши мокшанские тюштя, стало много русских слов в нашем языке, особенно церковных, сменили мы почти всю нашу религию. Наша вера была справедливее. Она не разрешала никому воевать, грабить и убивать людей, а у русских в армии есть поп, благословляющий солдат на убийство людей, грабежи и бандитизм. Только с революции отменили попов и в армии, и в народе; но последнее тоже не верно – из одной крайности в другую. Человек должен верить во что-то. Наш шкабавас не разрешал войны совсем, даже диких животных на пищу семье можно было убить осенью и зимой столько, сколько необходимо для пропитания, но не больше и только по средам. Но оккупанты всегда требовали всё больше шкур зверей. Но рыбу наши предки ловили круглый год, кроме нереста. С весны до осени питались травами, овощами, грибами, орехами, мёдом, молоком и маслом. Любимыми кушаньями были: рыба, пшённая каша, пшенные блины с маслом, молоком, мёдом.

Моляны проводили по пятницам на берегах рек под большими деревьями, (Селиксенцы молились, праздновали под священным дубом у Мара) и чаще – всем селом.

Хоронили раньше наши предки своих умерших в зимнее время на берёзах, завернутыми в кору деревьев, а летом на троицыну субботу снимали останки с деревьев и кости перезахоранивали в землю. Хоронили всех покойников в общий могильник – Мар, землю приносили со двора, чтобы не забывал дух семьи.

Но когда появились железные топоры, ломы, кирки, которыми можно было копать мёрзлую землю, то стали хоронить и зимой в землю и каждого покойника в отдельную могилу, как в Кучкакурских кладбищах, но со двора землю на могилу приносили.

Намного раньше, когда ещё на наши земли не приходили своры грабителей, люди жили очень долго-долго, больше сотни лет (сядо кизот). Так как пищи хватало всем, а воин у нас не было, долгожитель, как только надоест жить, устраивал прощальный пир для родных и друзей, а на утро очень рано уходил к омуту и бросался в него. Это считалось почётный смертью – человек сам уходил в царство мёртвых, в подземную чёрную реку Тунеля, так гласят наши древние ёфксы (сказки, легенды).

На памяти наших старых сельчан ещё Первый молельный дом (озондома куд) построен в Селиксе при царе Петре чуть выше имевшихся тогда Кучкакурских кладбищ на стыка улиц Верхний конец и Садовой.

Тогда же и началось крещение селиксенской Мокши в православную веру. Первая церковь Рождества Христова была построена через сорок лет (нильгемонь кизот) после постройки молельного дома уже на новом месте. Через несколько лет недалеко от новой церкви открыли и новые кладбища, где они и сейчас, здесь хоронили всех по православному. Первыми были похоронены на новых кладбищах старики, умершие первыми вскоре после постройки церкви – Антон атя, и Степа баба – (дед Антон и баба Степанида). – васенце вастонь варжийхне. (опробовавшие первые место).

С этого года и началось массовое крещение селиксенцев, зачастую насильственное или подкупом. За крещение давали порты и 3 рубля. Некоторые крестились по несколько раз. Когда первая церковь через сотню лет пришла в негодность из-за ветхости, рядом построили новую деревянную церковь, а когда снесли старую церковь, на этом месте построили часовню, куда хоронили только священнослужителей (где сейчас памятник).

Как нам бабушка говорила, раньше переписчики фамилии в книги не писали, не писали их и в церковные книги, когда людей крестили и женили, а у населения по-уличному они были, только тогда они назывались прозвищами. Даже когда при Николае 1 стали давать всем фамилии на селе, остаются у нас и сейчас уличные прозвища в мордовских сёлах.

Через несколько лет после крепостного права в Селиксе открыли школу, сначала в пересыльном доме, а через 5 лет построили школьное здание недалеко от церкви. Первым учителем был поп, а потом прислали настоящего учителя из Питера. Когда мы были детьми, старшим учителем был Тихон Александрович. Он очень долго учительствовал, и его знали в деревне все, даже те, кто никогда не ходил в школу. Лет через 20 построили школу из 3-х классов, а перед Германской войной построили вот эту, в которой учитесь вы.

В 1917 году произошла революция в столице, и начались беспорядки в стране. С началом колхозов начался полный беспредел и голод, о которых лучше промолчать. Наш отец сначала поддерживал дела революционные и даже был избран писарем в сельсовет, но когда началось сплошное раскулачивание, он ушел в рабочие, как и многие сельчане, бежали в город и устраивались на любую работу. Правительство специально делало плохо для крестьян, чтобы шли люди строить заводы и фабрики.

 

ПРИМЕЧАНИЕ К ЛЕГЕНДЕ №3

1.    «Село Пиенза» – село на крутом берегу реки Пенза, названное в честь рода Мокшанских князей Пиенза, владеющих землями и сёлами вдоль данной реки и её притоков до впадения реки в реку Суру не доходя земель села Бессоновки.

2.    «До Петра» – до царя Петра 1 Алексеевича.

3.   «Война русских с татарами Казанскими» – война 1552 года Ивана Грозного с Казанью.

4.    «Мокша переделать в русских» – русифицировать финно-угорские народы.

5.    «Мокшанский тюштя» – выборный гражданский и военный предводитель мокша -эрзянского народа.

6.   «Моляны» – Озксы мокша – эрзянские праздники

7.    «Первый Николашка» – царь Николай первый.

8.   «После крепостного права» – после отмены крепостного права 19 февраля 1861 года при царе Александре 2 Николаевиче.

9.    «Тихон Александрович» – учитель села Селиксы с 1890 года Тихон Александрович Косминский – дворянин, выпускник Петербургской военной академии.

10. Германская война – Первая мировая война.

 

Продолжение следует

 

Оригинал: http://zavtra.ru/content/view/pragmatizm-i-ratsionalizm-mordovskogo-naroda-ii-6/

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter