Виктор Сенин. Прагматизм и рационализм Мордовского народа №5

Прагматизм и рационализм Мордовского народа №5

Виктор Сенин

«Легенды связывают народ с окружающей природой и историей. История без легенд всё равно, что дерево без корня» М.Александропулос - греческий историк

SVN 28/08/2015

Инф-исток №5

ЛЕГЕНДА 2

Возникновение села Селикса.

Рассказанная Сивишкиной Матрёной Степановной.

В давние - предавние времена это было. Моя бабушка рассказывала мне, а ей рассказывала её бабушка, и так эта легенда о жизни наших предков передавалась от поколения к поколению и дошла до нас. Пришли наши жители из Суро Веле (теперь Ера), что располагалась на правом берегу реки Суро, чуть выше слияния с рекой Пиенза.

На конце нашей улицы Иртыш с версту от теперешних домов высится Мар (сейчас полностью уничтоженный современными варварами), куда хоронили наши предки покойников. Ниже Мара с треть версты было несколько больших озер, закрытые со всех сторон сплошным лесом. По теплому берегу этих озер от Мара до ближайшего ручья было расположено наше село, которое называлось тогда Од веле. По названию села и была названа речушка Одвеле, теперь называют по русски - Отвель, текущая от нынешней деревушки Бакшеевки - которой тогда ещё не было. По другой легенде Од Веле построили жители Суро Веле после потопа. Случилось это данным давно более 2-х тыс. лет (кафта тёжянда ламо кизот), когда люди обрабатывали землю ещё каменными мотыгами. А на лощадях тогда ещё не пахали, просто не умели, и верхом на них ездили мало, так как везде были сплошные леса, а по лесным тропкам верхом ездить неудобно, а по болотам ездить вовсе плохо.

Больших дорог наши предки не строили специально, чтобы не приходили на наши земли конные разбойники с юга. Сами наши предки больше передвигались пешком или на лодках. Грузы перевозили на больших лодках, которые назывались «Мокшанами» - с шестью парами вёсел и одним парусом: благо в то время было много озёр и полноводных рек.

Только скот пасли верхом, да перевозили по сухому вьючные грузы. Сурские земли мокшанским народом начали заселяться от заката солнца пять и шесть тысяч лет назад сначала по реке Мокше, а потом и по Суре. От них уже заселялись земли вдоль мелких речек и ручьёв. Это был золотой век для нашего народа, когда научились охотиться с каменным оружием, строить теплое жильё, обрабатывать землю. Рождалось много детей и, с достатком пищи оставались почти все живыми. Народу становилось много, а холодные земли были свободные. Земли по рекам Мокша и Суре и раньше посещались нашими предками для охоты и рыбной ловли, но не заселялись до поры потому, что рядом были степи, где кочевали агрессивные народы с юга. (лембе ширеста - с теплых краев). Молодые люди часто на охоту или рыбалку удалялись на несколько дней пути, и, если места очень понравятся охотникам то, вернувшись, домой, они забирали часть племени и переселялись на новое место. Так, что Сурские земли были известны нашему народу и шесть и десять тысяч лет назад, с незапамятных времён, как только образовалась здесь земля.

Питались наши люди больше рыбой, кишащей в то время в реках и озёрах, в лесу собирали орехи, грибы и ягоды, сушили их на зиму; сеяли просо, рожь, пшеницу, ячмень, и овощи. Жили наши предки долго и счастливо пока люди не научились делать медные, а потом и железные топоры, ножи, пики, сабли и другое оружие. Топорами стали рубить много тёплых домов, лодок, мостов. Рубленые дома так и назывались (керф - рубленный). Лес стал светлее, появились дороги. По ним - то и пошли на освоенные нашим народом земли разные грабительские племена: готы, хозары, булгары,монголы, русы и много других племён; всех не упомнить. Все они убивали наших мужчин, угоняли молодых для продажи в рабство, сжигали имущество и посевы. Особенно любили это делать русы-славяне, а монголы их переплюнули. Таковы были обычаи южан, так что оккупантов хороших не бывает.

Сначала люди селились вдоль крупных рек и водоёмов, а когда стали часто приходить оккупанты, наши люди стали селиться вдоль мелких рек и озер, куда нельзя было доплыть большому войску на лодках. Нарчат, Оземь (озименки), Исса, Суро веле (Бессоновка), Пиянза, и другие заселялись ранее, а позднее - тысячи три - четыре лет назад заселились и наши земли по мелким притокам Суры: Ера Ведень паксе или Мертовщина (Лопуховка), Акша пандо (Трофимовка), Медаевка и Эрямо (Степановка), Инора (Чемодановка), Од веле.

Наше село Од веле называлось так потому, что начали заселять его молодые семьи из окружающих сёл одного для всех сёл тюштяна, но основали его выходцы из Ера веле. Располагалось село в стороне от водной дороги реки Веде (Вядь), по которой лодки «Мокшаны» могли подниматься от села Суро веле (Бессоновка) до Ведень паксе. Выше лодки подниматься на вёслах не могли из-за малой глубины. В сторону дневного (южного) солнца от Ведень паксе за озером в глухом лесу и располагалось наше село. Дороги от Пензы на Городище тогда не было. Сборщики ясака почти тысячу лет не знали о существовании Од веле, а налог наши сельчане платили своему тюштя, который отдавал дань сначала булгарам, затем монголам, а потом россам - за нуждающихся из других сёл, облегчая дань малоимущих. Но узнали хищные россы о нашем селе и решили уничтожить дома, а людей продать в рабство, что у россов-пиратов было постоянным занятием.

В тот весенний день, когда в нашем селе появились южане грабители, взрослые мужчины и женщины работали кто в поле, кто в лесу. Не успевших убежать от душман (большинство это были старики и дети) загоняли в дома и поджигали, сжигая людей живыми. Оставшиеся в живых люди Од веле собрались у двора буртаса Селика, который жил в лесу у родника, где сейчас вершина улицы «Кавказ». О случившемся был предупрежден и тюштя Тумай - живущий в селе Акша Панда -(Трофимовка). Селик и Тумай собрали из местных жителей два больших отряда, в которых наряду с мужчинами, находились и женщины и молодые ребята, потерявшие своих родных.

Несмотря на плохое вооружение, они истребили ненавистных врагов, но много полегло народа и среди мирной Мокши. Погиб в этом бою Селик, который захоронен недалеко от своего дома; от тяжелых ран умер наш тюштя Тумай похороненный в Трофимовский Мар-могильник. Остальные захоронены в могильники своих сёл.

Место, где состоялся бой, называлось Ведень Паксе, теперь называется Мёртовщина. В честь погибшего героя Селика и была названа наша речка, у истоков которой жил наш герой - Селик Исса-источник селика (на древне мокшанском - Исса-исток. (Иса -разновидность ветлы росшая по берегам рек).

На противоположном левом берегу этого ручья и стали селиться оставшиеся в живых наши предки из села Од веле, где теперь расположена улица Верхний конец (сейчас ул. им. Кижеватова); несколько семей из Од веле переселились на берег ручья Инора (сейчас с.Чемодановка)

Многие оставшиеся в живых участники боя на Мёртовщине из Медаевки и Акша Панда после сражения, боясь мести сборщиков податей, покинули обжитые места, ушли дальше вглубь леса. Сильно поредели сёла Акша Пандо (Трофимовка) и Медаевка (Степановка); исчезло полностью наше село Од веле.

Возможно, с тех пор и пошла у россов, перешедшая славянам поговорка - «Поганая Сура»; потому что наши люди постепенно научились давать отпор всевозможным оккупантам: половцам, булгарам, даже монголам и казакам.

В близлежащих сёлах ожидали мести за убитых разбойников, атаман которых располагался с войском в Суро Веле (Бессоновка). Но нового нападения не последовало. Как позже говорили коренные жители Суро Веле, несколько человек убежавших с поля боя росских воинов-захватчиков хвалились тем, что они уничтожили всех не подчинившихся, потому больше туда незачем идти. Но скорее всего у атамана уже не было нужного количества войска для мести.

Нападение на народы Поволжья князей Киевских Рось отмечено и у Н..М. Карамзина в примечаниях «История государства Российского» в томе №1 глава 6 примечание 364. В 912 году Киевские князья с большим количеством войска проникли через Хазарию (столица - Астрахань) в Персию и награбили много добра. При возвращении в Астрахани их самих ограбили и многих перебили Астраханские татары. Некоторые успели уплыть на судах вверх по Волге. Чтобы не возвращаться с пустыми руками домой стали грабить в среднем Поволжье.

О жестокостях князей Рось на Волге и Суре, находим в письме Екатерины 2 к Румянцеву, приведенного С.М. Соловьевым в «История государства Российского с древнейших времен». Вот что она пишет в письме: «Донесение Румянцева о действиях Штофельна (немецкий генерал, служивший в России) возмутило Екатерину 2. «Упражнения господина Штофельна в выжигании и убиении города за городом и деревень сотнями, признаюсь, что мне весьма не приятны. Мне кажется, что без крайности на такое варварства поступать не должно; когда же без нужды то делается, то становится подобным тем делам, кои у нас истории бывали на Волге и на Суре. Я ведаю, что вы, так как и я не находите удовольствия в подобных происшествиях...». Том 28, стр.359-360 (1769 год)

И таких документов в «Историях государства Российского» Карамзина, Соловьева, Костомарова очень много. Вот почему от нас отворачиваются наши бывшие «друзья» как только чуть - чуть запахло свободой. А может это и к лучшему!? Мы сами должны понять, что мы творим на собственной земле, чтобы иметь надежных союзников, сначала внутри страны, а потом уже за рубежом…

 

ПРИМЕЧАНИЕ К ЛЕГЕНДЕ №2

1 .Од веле - (новое село) село, сожженное сборщиками податей Киевской Руси, по

легенде, весной 912 года, предшественник села Селикса. От названия сожжённого села

получил название ручей - Отвель.

2. «Холодные земли» - (якшама модат) - северные земли Европы и Северо-Запада

Сибири.

1.   «Как только образовалась здесь земля» - как только ушли ледники с Севера Европы.

2.   Исса-древне модаарское (Мокша-Эрзянское) слово означающее исток родник. Исса - разновидность ветлы, растущей по берегам рек и ручьёв, плакучая ива.

3.   Река Сура - река Сура названа потому, что на заливных полях вдоль реки были хорошие урожаи проса. В Арабских источниках 8 века н.э. указывается, что «на побережье этой реки люди едят много пшённой каши и блинов». Сура-просо.

4.   Инора = река Инра в с.Чемодановке (ранее прихода боярина Чемоданова одноименное село).

Этот же рассказ, но уже в стихотворной форме слышал в детстве от Андрея Михайловича Чудайкина ( по уличному - Степанне Андёк). Напечатал я эту легенду в журнале «Мокша» №1-2 за 2005 год под заголовком «Селикса» стр.57-63. Печатал в русском переводе в Пензенской гезете «Вестник Н.П.».

По этой легенде село Од веле образовалось в начале 1 -го тысячелетия до н.э. из выходцев села Суро Веле (Бессоновка) летнего потопа и смены русла реки Суры.

 

Продолжение следует

Оригинал: http://zavtra.ru/content/view/pragmatizm-i-ratsionalizm-mordovskogo-naroda-ii-5-/

 

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter