Виктор Сенин. Прагматизм и рационализм Мордовского народа №4

Прагматизм и рационализм Мордовского народа №4

Виктор Сенин


«Легенды связывают народ с окружающей природой и историей. История без легенд всё равно, что дерево без корня» М.Александропулос - греческий историк

SVN 28/08/2015

Инф-исток №4

Напомню читателю предыдущие работы из серии статей «Прагматизм и рационализм Мордовского народа» по следующим ссылкам:

1. http://zavtra.ru/content/view/pragmatizm-i-ratsionalizm-mordovskogo-naroda-ii-1/

2. http://zavtra.ru/content/view/pragmatizm-i-ratsionalizm-mordovskogo-naroda-ii-2-/

3. http://zavtra.ru/content/view/pragmatizm-i-ratsionalizm-mordovskogo-naroda-ii-3/

В инф-истоках №№ 4,5,6,7,8 сегодняшним днем будут опубликованы мордовские Легенды по материалам Пензенского краеведа Крюкова Николая Даниловича.

К сожалению, у меня нет полного материала по Легенде №5, но зато инф-исток №8 я снабдил указателем литературы, которой пользовался Николай Данилович.

В инф-истоке №9 опубликую итоговую статью Н.Д. Крюкова с моим комментарием.

И только после этого перехожу к собственному изложению сути серии статей, в чем состоит прагматизм и рационализм мордовского народа…

Приятного чтения!

ЛЕГЕНДА №1

ОТЧЕГО РЕКА СУРА СМЕНИЛА СВОЁ РУСЛО.

Первой легендой надо считать ёфкс А.М. Чудайкина, напечатанный в журнале Мокша» под заголовком «Селикса» перевод на Российском языке по заголовком «Отчего река сменила своё русло»

В стихотворной форме на мокша литературном языке выходил в журнале мокша №1-2 за 2005 год. Прилагается к этой легенде приложением.

Недалеко от слияния рек Суро (1) и Пиенза (2) в большом селе, называемом Суро, жил народ Мокша, потому и реки названы их наречьем. В том селе жил-был богатый мужик по имени Мотяс, а жену его звали Валдая (светлая женщина). Долго у них не было детей и наконец, к преклонным годам Шкабавас (3) наградил их за праведную жизнь сыном. Назвали супруги сынка своего, (когда пришло время давать имя - к трём годам) - Мазаем, так как уж очень красивым он всем казался. Быстро рос Мазай и вместе с отцом учился охотиться на зверя и ловить рыбу. Однажды на рыбалке на берегу реки Суро приметила молодого красивого юношу Видьава той реки и влюбилась в него: решила приколдовать его к себе. Превратилась она в молодую красивую девушку и стала звать его искупаться с ней. Понравилась молодому рыбаку девушка и забыл он про рассказы матери о том, что около их села из реки часто выходит Видьава. Подошёл Мазай ближе к девушке и был восхищён её красотой.

Купались и играли молодые люди на тёплом песке до вчера, а когда стало вечером прохладно, вспомнил Мазай, что дома родители остались без рыбы к ужину, решил одеться и идти домой, но Видьава манила его в воду. Мазай еле увернулся от неё на берегу, (а в воде он не смог бы этого сделать). После этого Видьава долго не появлялась в тех местах, а Мазай стал сохнуть по ней, всё думал, что утонула она и винил себя в этом. Но на другое лето Видьава снова появилась в тех местах, да к тому же с ребёнком на руках.

Мазай видел Видьаву, но не обращал на неё никакого внимания так как она не была похожа на его любимую девушку, а когда Видьава заметила Мазая на берегу с унылым видом, она решила обязательно взять его к себе. Снова она превратилась в ту же красивую женщину и стала его звать к себе. Когда он подошёл ближе к ней, она постепенно стала уходить глубже в воду с ребёнком на руках. Забыв обо всех предосторожностях, сказанных старожилами села, разделся он на берегу и бросился в объятия своей любимой женщины. Видьава сказала ему, что это его и её сын, а назвала она его пока Вецкас (Вецкас - влажный мокрый). Так они в объятиях друг - друга постепенно удалялись, по реке подальше от деревни - ближе к лесу. С тех пор больше никто не видел Мазая. Родители его в сильной печали не знали что делать. Друзья Мазая сговорились и решили поймать Видьаву и заставить её вернуть Мазая родителям. Старый Арбуй села предупреждал молодых селян, что так с Видьавой поступать нельзя - это грозит страшными последствиями, с ней шутки плохи. Парни и молодые мужчины решили по-своему. Они взяли с собой два больших льняных невода, и пошли на берег реки Суро. Одним неводом перекрыли всю реку в месте слияния реки Суро с рекой Пиенза. Здесь с одной сетью осталось семь человек, а выше села у леса с сетью осталось на каждом берегу по семь человек. Здесь сетью реку не перекрывали, а только перебросили через реку верёвку, привязанную на одном берегу к сети, на другом с натягом к дереву. И ещё семь человек наблюдали за рекой, чтобы в случае обнаружения Видьавы, свистом предупредить людей у нижнего и верхнего неводов. Как только, дежурившие на берегу, заметят Видьаву и подадут условный сигнал, верхние дежурившие сразу перетягивают реку Суро неводом и идут вниз навстречу нижним. А неводы были сплетены из прочных льняных нитей, чтобы видьава не могла их разорвать. Все дежурившие менялись по два раза в день, а ночью ловить Видьаву было бесполезно, она ночью видит куда лучше, чем люди. Дежурили день, другой, третий, а Видьава всё не появлялась у села. А когда уже перестали надеяться её увидеть, на седьмой день она появилась там же, где обычно появлялась. И снова она была с ребенком на руках, видимо, хотела показать ребёнка родителям Мазая.

Дежурившие тотчас подали условный сигнал, а молодые парни бросились стягивать неводы. Видьава то же услышала свист дежурных и вскоре заметила группу мужчин с сетями, а потом и поняла смысл задуманного ими. Она забеспокоилась и начала метаться поплыла вниз, но и там была такая же сеть. Не будь у неё ребёнка на руках, она свободно ушла бы снова вверх.  А сети, всё ближе и ближе сверху и снизу. Видьава перебросила своего ребёнка через верхнюю сеть и попыталась сама разорвать невод, но он был крепким и не поддавался. Несколько человек молодых людей навалились на плечи и руки Видьавы и попытались вытащить на берег, но она развернулась с силой и мужчины разлетелись в разные стороны. Двое парней, находившиеся за сетями, поймали в воде ребёнка, и вышли с ним на берег. Наконец ей удалось разорвать невод и уйти вверх по течению. В воде она была сильнее нескольких здоровых мужчин, а на земле она была просто слабой женщиной. Ребёнка Видьавы унесли в дом Мотяса и Валдавы - родителям Мазая. Долго ещё после этого сельчане слышали плач Видьавы по ночам. А внук всё хирел и хирел у дедушки и бабушки, ведь он должен был жить в воде, рано или поздно стать Видьаля, но никто не понял болезни ребёнка, хотя дедушка с бабушкой всеми им известными способами старались вылечить внука, устраивали и моляны богам, но и они не помогли ребёнку. Через 7 недель он скончался, а ещё через 7 дней после похорон Видьава напустила на местность сильный ливень, который длился беспрестанно целую неделю. Река Суро вышла из берегов и затопила дома родного села Мазая. Все, кто участвовал в поимке Видьавы, погибли в потопе, а родителей Мазая сама Видьава вынесла на берег и скрылась. Когда же вода спала, то оставшиеся в живых люди увидели, что река Сура больше не течёт около их села, обмелела, и остался от реки только ерик. Так и стали называть то село Ерик - Ера. До сих пор жители села Еры помнят, как наказала их Видьава за погибшего своего ребёнка. А река Сура с тех пор течёт по новому руслу и сливается с речкой Пиенза выше по течению у одноимённого села.

Многие жители Еры после этого потопа переселились на приток реки, на новое место, и назвали это село просто Од Веле - Новое село, а потом и ручей назвали по селу -Од Веле - Отвель. Но недолго жили спокойно жители села Од Веле. Их часто стали беспокоить грабители, приходящие с юга, и сельчане научились не только рыбачить, пахать и охотится на зверя, но и отбиваться с оружием в руках от диких кочевых разбойников под руководством избранных тюштянов. Однако, примерно через тысячу лет от основания Од веле напала на село войско князей Киев ош и сожгли село вместе с пойманными людьми. Но на другой день перебили всех нападавших, но много погибло и местных жителей . Место жительства снова решили сменить. Остатки жителей Од Веле поселились в лесу на берегу ручья недалеко от посёлка погибшего в бою Селика на противоположном левом берегу. Назвали тот ручей - Селик Исса - источник Селика, а позже и село назвали - Селикса. Здесь наши люди живут уже чуть более тысячи лет.

 

* Христозти верондамада ингольдень пинкнень мокшэрзятнень шабаснонды лем макссельхть колма кизода шачемдост меле (Мазай, Кежай, Тумай, Пичай и лият).

** Сисемга - сисем шит, недяля.

 *** Бузор - инекуй, душман.

**** Тор - сабля.

***** Селикса - тяни велети мярьгихть Кижеватова, теенза максф Советскяй Союзонь

Геройть Андрей Митрофанович Кижеватовонь лемоц.

 

Продолжение следует

 

 

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter