В камне спят души предков...

КАМНИ  МУЗЕЯ

 

 

Двадцать лет назад, с образованием Музея эрзянской культуры, началась интересная работа по поиску на Лукояновской земле памятников древней культуры народа.  Природа не поскупилась донести до наших дней сюрпризы как природного образования, так и рук человека.

 

 

    Первый многотонный скальный обломок мы облюбовали в 1993 году.  Как памятник, завезли   на древнее захоронение эрзян, что  в черте села Иванцева.  Тяжелый трактор «Кировец» с трудом тащил гранит 1,5 км  в обход села к месту.  Полевые большие камни наши предки не трогали, оберегали. Убирать их или уничтожать был великий грех. Люди боялись навлечь гнев умерших предков, считалось, что в камне спят души предков уставших от жизни. Их нельзя будить, навлечешь на себя беду.  Но тогда я этого не знал и считал, что это благое дело ­ - перевезти камень. Предстояло благоустройство древнего кладбища.

 

 

 

 

 

Полевые камни  служили алтарём на эрзянских молениях. А молились весной перед пахотой и севом, прося благословения у бога, у предков, покровительниц поля, Модавы, Паксявы, Норовавы, Масторавы, чтобы взошли семена, были напоены влагой, налились колосьями осенью, в благодарность за урожай.  

Подлинный памятник неолита хранит музей – это тотемный камень рода. Вытесанный предком без лишних деталей в форме полевой жабы из песчаника. На гладкой спине несёт пиктограмму, а точнее вытесанный явно каменным орудием  тройной ромб. Нам известно, что это знак Норовавы, покровительницы поля. Посередине ромба во времени озкса жгли толстую свечу, оставляли озкспал - жертвенную пищу.

 

 

 Подлинный алтарь культовой поляны найден нами в священной роще Лукаш. Стало традицией музея на день эрзянского праздника в последнюю субботу июля проводить там обряд предкам. «Лугакужо» является памятником эрзянской народной веры,  имеет историческую привязку.  Музей вернул его из не бытья, как и другие культовые объекты. Этим до нас никто не занимался.

 

 

Самое  удивительное в нашем поиске, приходит всегда неожиданно. Найден слепок ноги человека неандертальца. Этот памятник древней эпохи чуть не погиб от равнодушия тех, кто должен по своим обязанностям  спасать, а не горделиво твердить: «Этого не может быть!» Именно таким образом было игнорировано обращение в краеведческий музей агронома села Чиргуши, оно не привлёкло внимания как местного авторитета от краеведения, так и местной печати. Из песчаного карьера простой бульдозерист вытащил раритет на поле, чтобы не уничтожить гусеницами. Двадцать лет разрушался памятник, которому место в лучших музеях страны. А слепок действительно достоин внимания науки: в ширину он доходит до 20 см, в длину, учитывая пальцы, 76 см. Пять чётких пальцев, между большим пальцем выжатая окаменевшая глина. Там же были обнаружены слепки следов доисторических животных, которые выпирают из многотонных плит. На основе научных работ антропологов сложилось мнение, что человек неандерталец не был высоким по росту. Эта находка говорит об обратном - 40 тысяч лет назад гуляли гиганты не менее трёх метров в высоту. За двадцать лет под осадками слоистый сланец разрушался, исчезли пальцы, но даже в таком виде слепок поражает воображение. Рядом на плите овал палки диаметром 12 см, и след более позднего отложения ветки. 

 

 

Не менее удивительны находки музея. Это окатыши-чуринги , на них были родовые знаки. Найдены различные окаменелости, но это уже палентоология.

 

 

 

 

 

 

На первый взгляд обломок камня не привлекает внимания. Его привезли с реки Мокши. На камне следы минерализованной золы. Мною была выдвинута версия событий тех давних лет: в 1671 году сподвижники Олёны Арзамасской после казни героини в Темникове, перевезли золу и захоронили на вершине оврага в трёх местах. Овраг превратили в капище, которое венчал 2,5 метра гранитное «яйцо», на котором нанесен был образ Олёны и криптограмма, подтверждавшая, кому это место принадлежит. Мне удалось прочитать тайнопись, и ещё раз убедиться в правильности ранее высказанных предположений.    

 

 

Летом 2013 года музей планирует исследование нового культового камня, на который указывают источники информации  из села Аоре. На камне, по рассказам старожилов, были знаки. Это говорит о том, что мы имеем дело с ещё одним культовым местом эрзянского народа. Камень и родник - это явное молельное место наших предков, которое  не требует больших доказательств. Его нужно благоустроить, восстановить для народа.

 

Г. Лукоянов     Николай Аношкин.       Февраль  2013

 

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter