У ЭРЗЯН БЫЛИ БЕЛОКАМЕННЫЕ ГОРОДА.

                 ИСТОРИЯ  ЭРЗЯНСКОЙ ЗЕМЛИ  ИЗ ПРЕДАНИЙ

 

 Жизненный путь эрзянского народа  отражается в  произведениях устного творчества,  передающиеся сказаниях и словах песен на протяжении многих поколений из уст в уста. Исторический путь эрзян на земле Эрзянь Мастор насчитывает не одну тысячу  лет.  Сохранившиеся предания отражают те события, которые происходили в прошлом. Изучая предание, можно совершить историческое открытие, такое, происходило не единожды.

  Например, в преданиях Шатковского района, говорилось о походе Ивана Грозного на Казань через Эрзянь Мастор, его войны проходя по эрзянской земле, насыпали курганы.  При раскопках, выяснилось, что в курганах, эрзянские захоронения (Шатковский район Нижегородской области). Такое предание есть и в Вадском районе.

 Исследуемое нами, предание, относится к Ведьской (Ведь - вода) земле (Вадский район Нижегородской области).

 В том, что  эта земля принадлежала эрзянскому народу, свидетельствуют  названия рек и озер, а так же населенных пунктов, сохранившихся по сегодняшний день: Салалей, Туволей, Букалей и другие.

 Это, подробно описывает исследователь - краевед П. В. Петров в своей  книге «Вадский район», правда он не обладал, к сожалению, знаниями эрзянского языка,  поэтому, многое осталось ему не изведанным.

 Вот интересное на наш взгляд предание  «Беркин городок», которое на прямую  относится к вторжению Ивана Грозного на эрзянские земли и активному сопротивлению эрзян, этой агрессии.

 В предании рассказывается, как Иван Грозный уничтожил разбойничье логово, близ села Анненкова.

 «- В незапамятные времена, года за три до похода Ивана Грозного на Казань, объявился в здешних местах разбойник Берки. Никто не знал, откуда он пришел и какого он роду и племени. Говорили, что татарского хана ставленник. А какого? Поди, сейчас узнай! Берки быстро в наших краях свой порядок установил. Здешний люд стал притеснять да грабить. По правому берегу Пьяны свой город выстроил, каменной стеной его обнес. Пробовали мужики на него управу найти… Да где там?! Пуще прежнего стал разбойничать. Ни старому - ни малому, ни бедному - ни богатому проходу не давал. Тогда посылают мужики в белопрестольную к Ивану Васильевичу гонцов, чтобы выручил их, значит, из беды. Ничего тогда не ответил Великий князь гонцам, но через три года, когда на Казань шел, разворошил он разбойничье логово и от Беркина городка камня на камне не оставил. Сам же Берки то ли убит был, то ли утонул в Пьяне. Много люду тогда сгублено было».

 Предание, нам рассказало о каменном городе-крепости «Берки» и о владельце, по имени Берки, а так же сражении с войсками Ивана Грозного, где было множество погибших.

Если было, сражение с множеством погибших, то совершенно очевидно, речь идет не о шайке бандитов или воров, а о воинах, которые могли и были готовы защищать с оружием в руках свою землю и  сложили там свои головы.

 Исторически, мы уже знаем, что всех своих противников цари называли ворами и прочим не добрым словом, а церковью эрзянские боги и держатели были объявлены бесами. Поэтому не стоит удивляться  тому, что  Берки, называют вором.

Так кто же он был этот Берки?

События происходили на эрзянской земле и с эрзянским народом, значит мы, имеем полное право обратиться к эрзянскому языку и применить археологию языка.

Находим близкое слово «Перки-(е)», что в переводе значит – дуга, окружность, вокруг.

 В чем или какая тут связь с окружностью?

Мы давно уже осознали, что без географии нет истории, поэтому сразу открываем карту Нижегородской области и находим примерное нахождение городка  на берегу Пьяны у бывшей деревни Анненково.

Каково изумление!! Именно в этом месте река Пьяна,  делает разворот на 180 градусов описав дугу, окружность, «Перки».

Городок по преданию был расположен на правом крутом берегу Пьяны, как и все эрзянские города, а река Пьяна, являлась защитой по окружности.

 В предании сказано, что город был обнесен каменной стеной, такого мы еще не встречали в истории эрзян. Это будет настоящим открытием.

 Нам вспоминаются  найденные археологами, на месте эрзянских поселений и захоронений, орудия труда, предназначенных для работы с камнем и рудой.

Вот и ответ, для чего и почему встречались у эрзян эти орудия.

Еще одним веским подтверждением того, что город мог быть каменным, является нахождения в данном месте, Анненковского карьера, где добывается белый прочный камень-известняк.

То есть этим  «карьером» пользовались эрзяне в давние времена и добывали от туда, камень,  для строительства и других нужд.

При поиске материалов для разгадки предания, возникла необходимость поездки в Вадский район. Каково было удивление, когда было услышано  название «Анненковский карьер» из уст жителей Вадского района, оно звучит совершенно эрзянским словом «Аннукстамс кев», просил человека повторить это название несколько раз и был поражен сходством «Аннукстамс кев» с эрзянского - «заготавливать камень».

 Интересно и само слово «карьер», если «карьером» пользовались, значит, слово может иметь эрзянское происхождение. Вспоминаем, эрзянское «Керьи»,- рубит, близкое «Кары»- долбит,  вторая часть слова «ер-а», «ером» - заготовка, заготовленный, заготавливать.

И так, Анненковский – «Аннукстамс кев» или «заготавливать камень».

Карьер - «Керьи»- рубит,  «Кары»- долбит, «Ер»- заготовка.

В словах «Анненковский» и «карьер», имеется одно и тоже значение «заготавливать».

Очень даже интересный факт! Происхождение слов рассказывает, что эрзяне владели технологиями белокаменного  строительства иначе нет смысла заготовок камня. Тем более само предание подтверждает наличие каменного города.

Далее в библиотеке Вадского района была найдена копия документа, подтверждающая  верность наших предположений. Сам оригинал, находится в архиве Н.Новгорода именно с ним, работал Петров П. В. 

Вот  текст документа.

                                        ЗАМЕТКА

                О НИЖЕГОРОДСКИХ ДРЕВНОСТЯХ

               И.В. Карпова к заседанию 28 июня 1892 г. Стр. 3

Обращаюсь к архивной комиссии с покорнейшею просьбой, принять от меня в дар прилагаемые 3 вещи: два кольца и топор. Топор найден крестьянином при корчевании леса в местности под названием «Калатьма», близ села Пилекшева, княгининского уезда, ичалковской волости.

«Калатьма» я полагаю, образовалась от провала, в давно прошедшие времена, площадь провала занимает более 100 десятин. С течением времени по берегам этого провала образовалось водных и безводных глубоких ям более 130. Берега этих ям осыпались, обнажив нижние наслоения, и поросли лесом. При расчистке лесной площади под пашню, приходилось выкорчевывать пни и под одним из них найден топор каменного века.

 Кольца найдены крестьянами с. Гарышкина, елховской волости, нижегородского уезда около тех мест «Пьянской долины (в 9 верстах от Пьянского Перевоза),  где была истреблена татарами совместно с мордвойю  Нижегородская рать.

Прежде находили, да находят изредка и ныне, кой, какие вещи и предметы старинного вооружения. Крестьяне, в большинстве случаев из предметов ценных, как то: серебра, выделывают колечки, а спрудные валяются как хлам. В давние время  в одном из управляемых мной имений г-жи Долгановой, в шести верстах от деревни Тилинина, при корчевании леса в местности называемой «Ивняги», крестьянином с. Троицкаго - Анненкова Бушуевым, был найден бердышь, который заменяет ему косырь, «Ровно как бритва», говорит Бушуев. Если приобрету бердышь, то сочту долгом преподнести его комиссии.


 В этом же имении г-жи Долгановой, находящемся княгининского уезда, ревезевской волости, при с. Троицкаго - Анненкова, городищи тож, есть местность, около 32 десятин, под названием «Городищи», по которой именуется само село. В церкви есть с интересною надписью старинный, жертвованный помещиком, антиминс.

 Есть предание, что на месте нынешних «Городищ» в древние времена был город, который де провалился. В конце «Городищ»  есть одно место, про которое трудно сказать, что бы оно было природное: можно полагать, что сделана искусственно; на юг, с видом «на запьяну», точно выдвинулся из горы квадрат, имеющий правильную четырехугольную форму, высоты приблизительно; на юг 35 саж. На запад 34, на восход 30 саж.; на северную лесную сторону (ныне пашни) имеется несколько правильных параллельных валов, в небольшом расстоянии друг от друга. Лес на городищах сводил я.

Тогда мне некоторые  крестьяне передавали, что в низу этой горы, при распашке г. Платоновым, были найдены многия вещи: говорят, что маленький «божок» цел и по ныне, но куда то де закинули ребятишки. Вишь ты в куклы играли.

Так говорили мне. Городищи есть еще в 7 верстах от меня, близ села Ривезени, княгининского уезда, имя городища «Перкин городок». Местность выбрана тоже господствующая, с видом на» за Пьяну».
Лицевая  сторона городка обращена в южную сторону, глубокий и по ныне вал обращен на северо восток, площадь городка тоже имеет форму четырехугольника.. По преданию там жил разбойник «Перка».
Лет 30 назад, одна из коров, пасшаяся на пойме, провалилась ниже городка; по осмотре нашли искусственную небольшую пещеру; что было найдено не известно, а что то было…».

Из заметки И.В. Карпова  мы узнаем о несколько городках на р. Пьяна и о находках в виде оружия и просто украшений.

  Находка каменного века дает понять, что заселена местность была с древнейших времен.

И в данной местности развивались металлургия добыча камня, обработка цветных металлов и ювелирное дело.

 

Приятно было обнаружить, что городок назывался не «Беркин», а «Перкин» и каково было удивление  найти людей из  рода «Перки»- «Перкин (ь)», живущих в Нижегородской области..

 

Вот так Уважаемый читатель, археология слова и просто археология открывает неизвестные страницы истории в данном случае Эрзянь Мастор.

 

Предание раскрыло нам тайну имени «Берки» наличие белокаменного города эрзян, разрушенного до основания Иваном Грозным.

  Надо полагать, такая участь постигла и другие эрзянские города, ведь  по рекам Сережа, Теша, Пьяна их найдено великое множество, небольшое число из них исследовано археологом Мартьяновым.

 Данные археологических раскопок на эрзянских городищах и захоронениях не афишируются и даже скрываются.

 Один только известный эрзянский могильник 12- 17 веков, может своими захоронениями изменить представления всего общества о стране эрзян.

 

Предание, очевидно, свидетельствует о военной агрессии против Эрзянь Мастор, а не мирной колонизация края,  русскими крестьянами под убийственным названием «СМЕРД».

  Войска Ивана Грозного, не мирно проходили по земле Эрзянь Мастор, а вторглись с целью военной колонизации и получили вооруженный отпор.

 

Пусть  живёт память в наших сердцах об эрзянских Героях, павших при защите своей Родины Эрзянь Мастор.

 

Терюшань Сергу

 
 
13.05.2017
 Петушок и Кошечка: Экранизация эрзянской народной сказки
8.05.2017
 ЭРЗЯТ, ИЗНЯМОНЬ ЧИ МАРТО!
1.05.2017
 Бесконечный лес красных знамен - В память о Первомае 1917
19.04.2017
 Яков Кулдуркаев ЭРЬМЕЗЬ Ёвкс кезэрень пингеде
16.04.2017
 ИНЕ ЧИ МАРТО, ЭРЗЯТ!

<<   май 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
2
3
4
5
6
7
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter