СЕНСАЦИЯ. ИСЛАМ В ОРДУ ПРИНЕСЛИ МОКШАНЕ

- Уважаемый Дамир Зинюрович! Не могли бы Вы рассказать, каков предмет исследования  вышедшего словаря?

4-й том энциклопедического словаря посвящен территории центрально-европейской части России. Словарь описывает наиболее значимые явления, объекты, персоналии и историографию прошлого и современности ислама и мусульман в 19 регионах России: Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областях и Республике Мордовия........

 


Возвращаясь к теме Золотой Орды, замечу, что на территории ЦФО фиксируется целый ряд буферных административно-политических образований – таких, как Смоленская, Курская тьмы, Червленый Яр и др. Тогда же здесь возникают новые города и поселения, до сих пор недостаточно изученные – к примеру, Ахматовы слободы в Курской или г.Мохши – в Пензенской области.

- Мохши – это разве не название мордовского народа?

Действительно, мокша – один из двух мордовских субэтносов. Но город Мохши на землях мордвы
имел сложный национальный состав населения, помимо мордвы, там жили буртасы, а также золотоордынская знать. Кстати, некоторые особенности захоронения знати в мавзолеях города Мохши указывают на то, что эти сооружения были построены выходцами из Хорезма. Об этом говорят статьи Ю.А. Зеленеева и Е.Е. Бочкаревой.

Еще более интересно наличие в этом городе (точнее, сейчас это село Наровчат) урочища Мизгить, в котором некогда были мечеть и мусульманское кладбище. Но совершенно потрясает гипотеза двух ученых советского периода, А.А. Кроткова и В.И. Лебедева, что Соборная мечеть города была построена по приказу находившегося здесь несколько лет ордынского хана Узбека. Между прочим, ныне на месте этой мечети располагается крупный православный собор «Покрова Пресвятой Богородицы».


- Потрясающе. А что делал здесь хан Узбек?

Конечно, это только версия, но она основана как на данных одного средневекового источника («Шаджарат аль-атрак», или «Родословная тюрок»), так и на совокупных
археологических данных по Мохши и другому золотоордынскому городу – Увеку (ныне – Саратовская область). Если хан со своим двором действительно был вынужден покинуть Сарай и бежать на север сразу после своего воцарения в 1313 г., реальной причиной этого были опасения мести со стороны родственников репрессированных эмиров, вельмож и сторонников старой веры.

Кроме того, по В.И. Лебедеву, это было связано также со страшной засухой и голодом, разразившимися в те годы в Нижнем Поволжье. Не исключено, что принятие
ислама в качестве государственной религии Золотой Орды произошло именно в городе Мохши. Во всяком случае, резкое возвышение этого города, факт строительства в нем огромных мечетей Кротков и Лебедев связывали с личностью хана Узбека и тем обстоятельством, что сюда переехала «мусульманская знать».

Здесь мы уже в третий раз можем упомянуть Хорезм: по общепринятому мнению ученых, главное воздействие на хана Узбека в деле принятия им ислама оказали суфийские шейхи из этого региона. Однако, как это ни печально, целенаправленных исследований в этой области пока не много; надеемся, что перевод с английского на русский язык книги Де-Виса «Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tükles and conversion to Islam in historical and epic tradition», который сегодня осуществляется в Казани, поможет частично восполнить этот существенный пробел.


В основном общественность привыкла считать первоначальной точкой распространения Ислама в нашей стране Дербент или Булгар, забывая, что оба этих важных центра имели все же сугубо локальное значение. Именно 1312-1313 годы являются ключевыми с точки зрения распространения ислама по всей территории Золотой Орды и постордынских государства, то есть нынешних Российской Федерации, Казахстана, Украины, Белоруссии, стран Балтии и т. д.

Так что предстоящий 700-летний юбилей этого события российским мусульманам нужно отмечать на высочайшем уровне, с привлечением высоких государственных сановников, иностранных делегаций – причем не только из мусульманских стран, но и таких наших соседей, как Украина, Белоруссия, Монголия, Китай, Индия, ведь все они в той или иной степени являются наследниками Pax Mongolica.

Беседовал гендиректор ИД «Медина» Ильдар Нуриманов
«Ислам в РФ»
 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter