Пургаз – герой тюркского разлива в короне арабского мира

Пургаз – герой тюркского разлива в короне арабского мира


Восторженная статья Эрзяйкина И.Ф., опубликованная в очередном номере независимой мордовской газеты, в очередной раз подтверждает мокшо-мордовские корни Пургаза, осталось только внести одно небольшое уточнение в название статьи: «Пургаз—достояние тюркских народов Республики».
Именно об этом призваны говорить перечисленные автором факты:
• военные походы войска Пургаза на северо-восточные земли Руси – «по тем временам большого европейского государства». Действительно, территориально это современные Нижегородские земли, исконно населяемые эрзянами, впрочем, как и Владимиро-Суздальские земли (что убедительно подтверждается их топонимикой), это и есть Эрзянь Мастор – РАСЬ (РУСЬ).
• увековечивание имени Пургаза в названии населенного пункта «Пургас», что находится в 18 км. от села Теньгушева, расположенного на северо-западе современной Мордовии, районе, который в результате мордовского нашествия был отвоеван у эрзян, о чем свидетельствует изначально эрзянское название этого древнего поселения: свое название деревня получила по месту расположения на Гуменной поляне — от эрзянских слов «тинге» (гумно) и «кужо» (поляна). Эрзянская Русь, завоеванная Пургазом, стала называться Пургасовой Русью, именно тогда и началось переселение мокшан в северные районы под защиту мордовского князя Пургаза.

• «среди восточно-европейских правителей, приезжавших к Батыю за ярлыком на княжение, имя Пургаза не упоминается». И это логично, так как Пургаз не принадлежал к восточно-европейским правителям. Он был, по утверждению автора статьи, всего лишь «предводителем не очень многочисленного народа», а посему никак не мог быть эрзянским князем, так как Эрзянь Мастор (РАСЬ) – это мощное восточно-европейское государство, населенное многочисленным эрзянским народом - РАСЬКЕ.
• В газете «Эрзянь Мастор» (№ 24 2009 г.) напечатана статья Николая Аношкина, директора Музея Эрзянской культуры, под названием «Неизвестная битва». В ней рассказывается о первой битве с монголами, которая принесла Пургазу «невиданную славу и корону арабского мира». «Это в русской истории не значится». Естественно не значится, так как Пургас – герой именно арабского (тюркского) мира, но никак не русско-эрзянского.

Но есть в статье Эрзяйкина И.Ф. такие моменты, с которыми никак не могу согласиться, которые вызывают у меня недоумение в связи с отсутствием подтверждающих фактов и реалий.
Так, автор пишет, что имя Пургаза увековечено в народной памяти, при этом акцентирует внимание читателей на эрзянском эпосе «Масторава», а именно его третьей части «Век Тюштяна. Это откровенная ложь: в эрзянском эпосе о Пургазе нет ни слова, ни полслова, и не может быть, так как, все уже поняли, что Пургаз, если и имеет к эрзянам отношение, то лишь в качестве нападающей стороны, то есть врага. Третья часть эпоса «Масторава» посвящена исключительно эрзянскому царю Тюште – от его становления до момента смерти. В рассматриваемом нами ракурсе наиболее интересна для нас четвертая часть «Масторавы» – «Век ворогов», в которой, по словам автора литературного варианта «Масторавы» – А.М.Шаронова, «освещается эрзянская история периода монголо-татарских завоеваний». Так вот, в этой актуальнейшей для нас четвертой части нет также ни единого упоминания о Пургазе. Эрзянский героический эпос «Масторава» молчит о тюркском Пургазе, что еще раз подтверждает: Пургаз – герой именно тюркского разлива.
Безмерно удивляет, что все свои выводы досточтимый автор Эрзяйкин И.Ф. делает, опираясь на художественную и научно-популярную литературу, далекую по своему уровню от реального исторического научного подхода. Главные доводы Эрзяйкина И.Ф. – это:
• справка Бикейкина Е.Н., к.ф.н., зав. отделом истории ГУНИИГН при Правительстве РМ. Кстати, сокращение «к.ф.н» означает кандидат философских наук, то есть к истории он имеет весьма специфическое отношение.
• научно-популярная книга В.Абрамова «По следу времени» (Саранск, 1991 г.), которая представляет собой свободное изложение биографий выдающихся деятелей мордовского происхождения. Однако мы понимаем, что биографию Пургаза история умалчивает, то есть просто-напросто она не сохранилась, и В.Абрамов мог только излагать свои домыслы-фантазии, двигаясь по пути, так успешно проложенному его знаменитым отцом – известным мордовским прозаиком Кузьмой Абрамовым. Согласитесь, ни о какой научности здесь речи идти не может. Это всего лишь художественные вымыслы, и даже самые гениальные из них никогда не превратятся в историческую правду.
• Предположения по типу «Не исключено, что Войско под командованием Пургаза принимало участие в грандиозном Золотарёвском сражении в 30 км. от Пензы» останутся всего лишь предположениями-фантазиями, так как у них нет реальной доказательной базы.
• О памятных монетах с изображением Пургаза, которых никто в глаза не видел, даже и говорить не хочется, но Эрзяйкин И.Ф. не забыл вспомнить и эту чудесную мордовскую легенду: «Такая монета хранится у историка Галкина А.Д. из г.Орска Оренбургской обл.» Так и хочется в ответ на эту фразу воскликнуть: «Где эта улица, где этот дом?..»

Заключительные слова «В 2012 году Республика готовится отметить 1000-летие единения эрзянского и мокшанского народов с народами России. Из древней истории мы знаем, что первым известным руководителем, кто стоял у истоков единения, являлся знаменитый Пургаз», несомненно, являются апофеозом статьи «Пургаз—достояние тюркских народов Республики». Если бы не одно но… со страниц лаврентьевской летописи Пургаз предстает перед нами как предводитель воинственных мордовско-тюркских племен, нападавших на русские (читай – эрзянские, так как русские и есть эрзянские, РАСЬ = РУСЬ) земли и воевавших с Эрзянь Мастор.

Единство современного, так называемого, "мордовского" народа также не может не вызывать удивления и недоумения. Меня этот вопрос давно волновал, и вот к каким выводам я пришел при более тщательном изучении его.
«Единый народ» Мордовии проживает в республике на зримо различных территориях. С севера на юг через Саранск идет полоса, заселенная русскими и татарами. На востоке живут эрзяне вперемешку с русскими и татарами. Мокшане вперемешку с русскими и татарами проживают на западе республики. Соседями мокшанские и эрзянские села можно встретить лишь в Поволжье, куда мокшан начали переселять в XVI-XVIII веках. До этого момента эрзянские села не соседствовали с мокшанскими.

Каковы же причины такого откровенно раздельного проживания «единого» народа Мордовии? Данный вопрос официальная Меркушкинская историко - политическая наука обходит стороной, а ученых из центра устраивает выдуманная «единая мордва», и в результате ситуация с двумя совершенно разными народами остаётся сокрытой от общества. Видимо в этом есть смысл, только вот каков?
В ходе изучения далекого прошлого выясняются исторические и археологические материалы, фиксируются эрзянские следы на востоке современной Мордовии, где и теперь проживает эрзя-народ. Именно так было вплоть до VII века, а затем эрзяне, якобы, исчезли с этих мест и 5 веков жили там только тюрки. В XII веке эрзяне вновь возвращаются, перемещаясь с севера на юг. Наибольшее продвижение эрзян с Нижегородчины на восток наблюдается в XIV веке, что подтверждает та же самая археология.
Мокшане же, якобы, оставались на своих прежних местах с древних времен. Историками параллельно выдвигается теория, что они подвергались массированному тюркскому влиянию на всей территории своего мокшанского проживания.
На самом же деле мокшане сами изначально являются народом тюркского происхождения, а это говорит об отсутствии исторической и генетической связи с эрзянами до татаро-мордовского вторжения. Мокшане и эрзянь-раське - это два совершенно разных народа, проживающих на территории одной республики и одного государства.
Эрзянь - Раське (эрзянский народ) на самом деле является исторически единым с Русским народом. Доказательством единства Раське и Русских является: антропология, язык и генетика.

P.S. Прочитав данный текст, постарайтесь его хорошенько осмыслить, прежде чем высказать свое мнение.

Овтонь Тумо, Эрзянь Мастор, 12.02.2011 г.
 

О ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРДВЫ-МОКШИ

 

 

 

«Ты – татарин, я – мордвин, дом у нас с тобой один!»

 

 

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter