Потребительская кооперация. Возрождение...

Коллективизм свойственен человеческой природе вообще и русскому духу в частности. С давних пор, особенно в тяжёлое и переломное время, людям было свойственно объединяться для решения злободневных проблем, а порой просто – чтобы выжить. Сплотиться всем селом, чтобы срубить новые избы погорельцам, чтобы отремонтировать крыши после разбушевавшейся стихии, чтобы остановить лесной пожар.

Добровольные объединения граждан – потребительские общества  – нередко развивались именно в сложные, переломные моменты истории, в кризисные времена, когда людям не на кого было рассчитывать, кроме как на самих себя – заботясь о своей судьбе, судьбе детей и самых близких людей, не надеясь ни на кого.

Исторически, потребительское общество показало себя как универсальный инструмент, проверенный временем, чтобы поднять уровень собственного благосостояния, чтобы возвратить к жизни заброшенные земли, деревни и сёла. Возродить то, что было ввергнуто в мрачную бездну нищеты в пору лихолетья...

Потребительская кооперация России – старейшая система некоммерческих организаций, созданных для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов. Потребительские общества (ПО), объединяя в основном людей скромного достатка, простых тружеников, относительно небогатых потребителей товаров и услуг, верно служат им: согласовывают и защищают их интересы, удовлетворяют их материальные и духовные потребности. Кооперация способствует развитию рыночных отношений, решает вопросы занятости населения и одновременно содействует установлению стабильности в обществе. Потребительская кооперация, действуя не ради наживы отдельных лиц, прежде всего, заботится о благосостоянии своих членов, пайщиков.

В СССР потребкооперация успешно решала торговую, закупочную и производственную задачи. В 1990 году в РСФСР она обслуживала 40 % населения страны, членами её были 30 миллионов сельских жителей России. На её долю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба.

В настоящее время, крупные производители вина в Европе реализуют свою продукцию через потребительские сбытовые кооперативы (около 35-45% общего объема сбыта). Потребительские сбытовые кооперативные сообщества в Нидерландах занимает 75% от всего объема сбыта крахмала, шампиньонов и цветов. Совместно с частными сельскохозяйственными производителями, кооперативы Японии осуществляют 95% поставок риса и 16% мясной продукции.

Согласно действующей Конституции РФ, Россия провозглашена социальным государством. Задачи социально-экономического развития территорий, увеличение среднего класса, улучшение уровня качества жизни населения были и остаются актуальными.

В изъятие от общих норм о статусе некоммерческих организаций, потребительским кооперативам предоставлено право распределять доходы от предпринимательской деятельности между своими участниками. Таким образом, ПК (ПО) законно занимают промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями. Соответственно, ПО вправе заниматься и предпринимательской деятельностью, в случае, когда эта деятельность соответствует целям, для достижения которых создана организация, и осуществляется ради достижения этих целей.

Потребительский кооператив – единственная некоммерческая организация, которая создается для удовлетворения материальных потребностей ее участников. Полученный им в ходе уставной коммерческой деятельности доход может быть распределен среди пайщиков в виде кооперативных выплат. Поэтому такая структура, по сути, представляет собой нечто среднее между коммерческой и некоммерческой организацией.

Почему же потребительский кооператив может распределять прибыль? Потребительский кооператив представляет собой добровольное объединение граждан и юрлиц с целью удовлетворения потребностей участников путем объединения паевых взносов (ст. 116 ГК РФ, ст. 1 Закона РФ от 19.06.92 № 3085-1). Он формируется минимум пятью гражданами или тремя юрлицами (п. 1 ст. 7 закона № 3085-1) и подлежит государственной регистрации в общем порядке.

Несмотря на то, что в ГК РФ такой кооператив отнесен к некоммерческим организациям, действие Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на него не распространяется (п. 3 ст. 1 закона № 7-ФЗ). Следовательно, заниматься предпринимательской деятельностью и распределять прибыль между участниками ему не запрещено (п. 5 ст. 166 ГК РФ). Но делать он это может лишь постольку, поскольку это служит достижению его целей (ст. 50 ГК РФ).

Целями потребительского общества Закон №3085-1 называет создание и развитие организаций торговли, закупку и реализацию сельхозпродукции, производство и реализацию продуктов и непродовольственных товаров, а также оказание участникам производственных и бытовых услуг. Однако, этот перечень не является закрытым.

Эта особенность и дает возможность экономить на налогах, встраивая потребительские кооперативы в структуру группы компаний. Также любой человек может использовать ПО как личный бизнес – для реализации собственных коммерческих способностей. Согласно ГК РФ  потребительский кооператив является некоммерческим объединением, которое может заниматься предпринимательством для достижения тех целей и задач, которые закреплены в его уставных документах. Кроме того, потребительское сообщество вправе создавать различные организации или компании для достижения этих целей. Доходы потребительского сообщества разделяются между его членами по договоренности внутри самой организации.

Любая компания может использовать выгоды потребительского кооператива. Учитывая особенности потребительских кооперативов, существует несколько способов их практического применения в налоговом планировании. Все они, естественно, подразумевают, что потребительский кооператив зарегистрирован в соответствии с законодательством, а в его уставе подробно описаны задачи создания и принципы функционирования.

На практике они представляются следующим образом.

Во-первых, это выплата работникам дохода, не облагаемого страховыми взносами. Аналог такого применения кооператива – дивидендные компании. Они обычно создаются в форме ООО на упрощенной системе налогообложения с базой «доходы», в котором работники становятся учредителями. На нее переводится часть прибыли группы компаний, которая выплачивается работникам в качестве дивидендов. Таким образом, их доход не облагается страховыми взносами, а НДФЛ взимается по пониженной ставке.

Преимущество создания потребительского кооператива вместо ООО состоит в простоте приема и исключения пайщиков из числа членов организации. Например, для приема достаточно заявления и уплаты взноса, для исключения – решения общего собрания участников. В ООО все намного сложнее – заставить человека выйти из состава учредителей успешной организации законными методами практически невозможно. При этом кооператив так же, как и ООО, может применять «упрощёнку» с базой «доходы». Пайщик при выходе или исключении может требовать обратно свой пай.

Минусом использования потребительского кооператива является то, что, по мнению налоговиков, с кооперативных выплат нужно удерживать НДФЛ по ставке 13, а не 9 процентов. Кроме того необходимо иметь убедительное объяснение, какие именно потребности пайщиков призван удовлетворять потребкооператив.  Например, участниками стали работники юридической и бухгалтерской служб группы компаний. В таком случае в уставе кооператива можно прописать, что он создан для удовлетворения потребностей пайщиков в финансово-правовой информации и создания рынка сбыта для подобных услуг. Кооператив будет оказывать услуги группе компаний и распределять полученную прибыль среди своих участников.

Во-вторых, это внесение вместо арендных платежей  членских взносов. На практике этого достигают следующим образом. Собственники объекта, вместо сдачи его в аренду, вносят его в качестве паевого взноса в потребительский кооператив. Цель создания такой структуры – обеспечить потребности его членов в торговых, производственных и офисных площадях. Далее в пайщики принимаются компании и физические лица, которые хотят использовать это имущество в своей деятельности. Вместо арендной платы они перечисляют периодические членские взносы в потребительское общество.

Как уже упоминалось, целевое финансирование от пайщиков не облагается НДС и налогом на прибыль. Таким образом кооператив удовлетворяет интересы своих членов, использующих помещения, но не платит с нее налоги, как в случае коммерческой аренды.

Потребительские общества объединяются в потребительские союзы. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 3 тысяч потребительских обществ, входящих в систему Центросоюза, и около тысячи в Союз потребительских обществ «РУСЬ».  В Костромской области, в отличие от России в целом, потребительская кооперация только-только начинает возрождаться после реформ 1990-х годов. Единственным массовым потребительским обществом современного уровня в области можно назвать Социальный центр обеспечения населения ОКЕАН в г. Костроме (создан в 2016 году, находится в Якиманихе).

Итак, потребительские общества создаются пайщиками, работают для пайщиков и обслуживают их. Главная цель деятельности потребительской кооперации остается неизменной на протяжении почти двух веков. Всегда в центре ее внимания и заботы стоял человек. Пайщик – это центральная фигура и социальная основа системы потребительской кооперации. Система потребительской кооперации – это замкнутая система, где все являются участниками всего процесса, которая генерирует спрос, производство, качество и потребление.

Потребительская кооперация может объединять неограниченное число людей, которые, став её членами, принимают в деятельности своего добровольного союза личное, в том числе материальное, а в ряде случаев также трудовое участие.

Деятельность потребительской кооперации основана на любви к людям, коллективном труде, солидарности и активной жизненной позиции своих членов. Следовательно, её главная цель благородна, и все моральные преимущества на стороне кооперации.

Самое первое потребительское общество было основано в Великобритании в самом начале XIX века благотворителями, стремившимися улучшить положение рабочих, а в России первый потребительский кооператив был создан сосланными в Сибирь декабристами.  Костромские помещики Лугинины вошли в историю, создав в 1865 г. в с.Рождественское (совр. Шарьинский район) первую кассу взаимопомощи  в России.

К концу XIX века хозяевами многих кооперативных мельниц, хлебопекарен и магазинов становятся сами рабочие и крестьяне. Кооперативы давали возможность населению покупать товары по низким ценам.

Главным условием для вступления в потребительское общество является участие в его непосредственной хозяйственной деятельности и потребление продукции и услуг, которые им производятся, а не трудовой вклад. При этом каждое лицо, состоящее в ПО, несет ограниченную субсидиарную ответственность по неоплаченной части дополнительных взносов.  Итак, если есть необходимое количество граждан, которые готовы и желают трудиться, активно участвовать в жизни и работе сообщества и оказывать взаимопомощь, то самым оптимальным вариантом достижения этих целей будет создание Потребительского Общества.

В соответствии с законом о потребительской кооперации в потребительском сообществе существует три звена управления. Общее собрание участников – это высший орган, уполномоченный на любые решения, включая отмену актов исполнительных органов. Его деятельность регистрируется протоколом.

Совет потребительского общества – промежуточная инстанция, назначаемая решением общего собрания, в задачи которой входит постоянное представление интересов пайщиков. Общее собрание пайщиков также назначает председателя совета, который имеет право действовать от имени потребительского кооператива, не предоставляя доверенность. Совет формирует правление. Совет формирует Правление потребительского общества как исполнительный орган, занимающийся хозяйственной деятельностью объединения. Аналогично назначается председатель правления, который имеет право действовать от имени потребительского сообщества, не предоставляя доверенность.

Основной источник дохода потребительского общества – членские взносы. Их размер для каждого участника, а также правила и порядок их внесения закрепляются Уставом потребительского кооператива. Кроме того, в уставе прописана мера ответственности за невыполнение или нарушение правил по осуществлению взносов и условия покрытия потерь, причиненных кооперативу вследствие не соответствующего уставу поведения его участников. Каждый, кто становится членом потребительского кооперативного объединения, обязан внести определенную денежную сумму, которая называется вступительным взносом. Также в потребительском кооперативном сообществе существует паевые (имущественные) взносы, из которых состоит паевой фонд потребительского кооператива.

Вступительные взносы, в отличие от паевых, не возвращаются пайщику в случае его выхода из потребительского общества. В качестве паевого взноса, участники могут внести денежные средства, ценные бумаги, земельную долю или участок, собственность другого вида или даже права на какое-либо имущество, которые можно оценить финансово. Размер вступительного и паевого взносов регламентируется общим собранием потребительского кооператива. Так, в Потребительском Обществе «Костромское» размер вступительного взноса установлен в 500 рублей, для пенсионеров, многодетных и иных социально незащищённых категорий он понижен до 200 руб. Паевой взнос от 500 рублей и выше по усмотрению самих пайщиков.  Для юридических лиц, вступающих в ПО, предусмотрены иные размеры взносов.

Учитывая нестабильность национальной денежной единицы и угрозу обрушения долларовой системы, опасность обесценивания накоплений, как это было уже не раз за последние десятилетия, предлагаем вложить свои дензнаки в конкретные кооперативные пекарни, доращивание ягнят и молодняка, заготовку ягод и грибов, лекарственных растений, переработку рыбы и мяса на кооперативных участках нашего Общества. Вложенные Вами деньги и средства вернутся Вам здоровым и полезным хлебом, натуральными продуктами, заботой и вниманием Вашего коллектива, а также значительными денежными и материальными дивидендами.

Приглашаем фермеров и организации, всех активных костромичей вступить в  наше Потребительское общество «Костромское».

Тел +7(4942)50-35-86, +7(953)647-11-80 

 
 
12.11.2017
 Мерянский сайт вновь заработал
5.11.2017
 Время, вперёд!
30.10.2017
 Потребительская кооперация. Возрождение...
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»

<<   январь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter