Подольская о Пикшени

 

Перезд в село Пикшень

 

Пикшень - это большое село на юге Нижегородской губернии. Расположено на реке Эча, жители эрзя. Название села переводится на русский язык как «Липовое».

Эрзяне заселили Нижегородское Поволжье в начале первого тысячелетия нашей эры, но вскоре были оттеснены славянами на юго-восток, где живут до наших дней. Там в советские времена была образована Мордовская Автономная Республика. Обращение мордвов – язычников(Эрзяне не были язычниками) в христианство началось в 16 веке. Особенно ревностно занимался этим патриарх Никон, известный своей борьбой с раскольниками, о чем я уже писала.

Сам Никон (Никита Минов) был сыном обрусевшего, крещеного мордвина Мины. Крещение мордвов было насильственным, сопровождалось разрушением языческих кереметей (больших мольбищ, посвященных определенному мордовскому божеству), кладбищ, священных рощ. Об этом пишет П.И. Мельников (Печерский) в книге «Очерки мордвы». Потом в мордовских деревнях стали строить православные церкви и монастыри.

Деревня Пикшень принадлежала помещикам Аникеевым. В 60-е годы 19 века они помогли жителям деревни построить деревянную церковь, и Пикшень стала селом.

После смерти владельца имени наследницей стала его молодая, удалая дочь. Она прожила имение, влюбилась в своего кучера, местного мордвина, он бросил прежнюю семью, и они уехали куда-то далеко.

Имение пошло с торгов и было куплено Пушкиным Анатолием Львовичем, племянником поэта А.С. Пушкина. Новый владелец жил в соседнем селе Болдине. После него владельцем пикшенских земель стал его сын Пушкин Лев Анатольевич, земский начальник. В 1908 году он продал эту землю двум братьям Тютлевым – крестьянам соседнего села Яз. Так пишет мой отец в «Автобиографии».

Село Пикшень состояло из двух длинных улиц, идущих с севера на юг по склону реки Эчи. При въезде со стороны села Болдино стояла массивная каменная часовня. Невдалеке был большой старый пруд. Дома в селе были деревянные. Крыши у большенства домов соломенные.

Дома под тесовой крышей - у более зажиточных крестьян. Всего несколько домов в Пикшени имели железные крыши.

В самом конце 19 века несколько домов еще топились «по–черному» - выходной дымовой трубы не было, и дым выходил наружу через отворенную дверь и окно. В таких домах стены были черные, прокопченные дымом.

В селе проживали 200 хозяйств (семей). Они делились на два общества, имели и приобретали землю, а потом делили ее по душам, то есть на мужчин, потому что женщинам земли не полагалось. Жители занимались исключительно земледелием. В селе было семь ветряных мельниц, три кузницы, два небольших пивоваренных завода (исключительно для местных нужд). В центре села находилась большая площадь, на которой стояли деревянная церковь, две церковно-приходские школы, мужская и женская, и дом священника. Женская школа размещалась в новом, специально для нее построенном здании. Справа от крыльца три окна квартиры, в которой жила учительница.

 


Р-44

 

Церковно-приходская школа в селе Пикшени. Заведовал ею священник. Он же преподавал там некоторые предметы.

Михаил Александрович был переведен в Пикшень с повышением из диакона в священники. Как проходило церковное служение дедушки, сельского священника, я не знаю. Мой отец в «Автобиографии» ничего об этом не пишет. А для меня, воспитанной в духе атеизма, это очень далекая, неизвестная область. Постараюсь что-то восстановить, пользуясь соответствующей литературой.

 

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter