О стремительной деградации образования и не только...
Моего бывшего научного руководителя, которому я обязана многим, с нового учебного года сокращают...
И дело не в новом руководстве КГУ (так называемого «опорного» университета Костромской области, возникшего путём объединения Костромского государственного технологического университета и Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова). Дело как минимум в принципиальной позиции Министерства образования и науки РФ.
Как понимать тот факт, что из программы подготовки бакалавров по направлению «Физика» исключили из базовой части такие дисциплины, как «Статистическая физика», «Физика конденсированного состояния вещества» и «Физическая кинетика»???.
Их не «перекинули» в другие блоки, их просто исключили из обязательной программы.
Во время, когда я училась в Костроме, 15 лет назад, в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова были 3 выпускающих кафедры – общей физики (12 преподавателей), теоретической физики (6 преподавателей), математической и вычислительной физики (5 преподавателей), а в КГТУ – кафедра физики с преподавательским составом 15 чел. – теперь на весь «объединённый» («оптимизированный») университет приходится объединённая кафедра общей и теоретической физики, на которой количество ставок – 7,5: а по факту – большинство преподавателей работает не на полную ставку. Зарплата доцента с ученой степенью – 25 тысяч на полную ставку (900 часов аудиторной нагрузки в год плюс переработка минимум десятка РПД – рабочих программ дисциплин)...
Будущим «инженерам» из т.н. «Института автоматизированных систем и технологий» курс физики с 3-х семестровой программы урезали до 2-х семестровой. По часам – более чем втрое. Раньше в неделю были 3 часа лекций, 3 часа семинарских занятий и 2 часа лабораторных в течение трёх семестров, теперь – 2 часа лекций, по одному часу семинаров и лабораторных, то есть по одной паре лекций в неделю и по одной паре семинаров и практических через неделю в течение двух семестров вообще...
И это для так называемых «ИНЖЕНЕРОВ», которые должны создавать роботизированные системы с элементами искусственного интеллекта...
А уж про так называемых «ФИЗИКОВ», которым теперь на будут преподавать распределения Максвелла и Больцмана, микроканоническое, каноническое и большое каноническое распределения Гиббса, ни уравнение Смолуховского (количественно описывающего, в частности, броуновское движение) – это в принципе за пределами моего понимания. Это всё равно, что студентам - историкам не рассказывать о крещении Руси, Ледовом побоище и Куликовской битве...
Вывод мой неутешителен.
Даже если нынешней власти под воздействием внешних причин придётся резко менять курс развития страны, проводить неоиндустриализацию, опереться будет не на кого и не на что. В условиях, когда лучшие преподаватели разбежались, научные школы разрушены, система образования на глазах разваливается...
И что предстоит предпринимать тем, кому предстоит возглавить страну после неминуемого краха существующего режима?
Да, в своё время Сталину удалось достаточно быстро решить проблему дефицита кадров.
К сожалению, ситуация сейчас совсем не та, что была при Сталине. Если тогда люди, в массе своей, стремились к знаниям, к созидательному труду, то сейчас уже выросло целое поколение бездельников и «гаджетных» недоумков. При Сталине в семьях росло в среднем 4-5 детей, теперь – 1-2 ребёнка.
Поколение профессоров «советской» закалки, кому сейчас 60 – 70 лет, скоро уйдёт безвозвратно, и кто останется в системе высшего образования? Псевдоучёные с «липовыми» учёными степенями и званиями, которые не смогли устроиться ни в бизнесе, ни за рубежом?
Кстати, в 2005 – 2010 гг, только из нашего КГУ им. Некрасова десятки выпускников-физиков успешно устроились в ОИЯИ в Дубне, в НИИФ в С.-Петербурге и др., откуда потом перебрались в ЦЕРН, в Финляндию, Францию, Испанию, Канаду и Израиль...
С уважением, Надежда Александровна Корнева,
Финский метеорологический институт
Оригинал: https://forum-msk.org/material/news/14625028.html