Настоящая причина инфляции – коррупция?

Во время кризиса Европа испытывает спад производства и страдает от дефляции (цены растут слишком медленно, что плохо для экономики). В России темпы промышленного роста тоже упали, однако цены не падают, а стремятся все выше и выше. В чем дело - может быть, мы неправильно боремся с инфляцией?
Свое видение этой проблемы предложили эксперты Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Эксперты полагают, что основные причины инфляции в России – не в избытке денежной массы. В большей степени они связаны с особенностями развития нашей экономики. К примеру, у нас до сих пор остались несовершенные схемы налогообложения. Предприятия стремятся уйти от уплаты налогов или включить их в цену товаров, выплачивают зарплаты «в конвертах». Наш финансовый рынок до кризиса развивался довольно динамично, но так и не научился эффективно распределять денежные потоки. К тому же, он не был ориентирован на реальный сектор экономики, не имел достаточной глубины для реализации инвестиционных проектов, требующих значительных затрат. Кроме того, наша экономика (а, значит, и рубль) сильно зависит от доллара и евро. Эта зависимость наглядно проявилась в так называемые черные вторники, пятницы и т.п., особенно в середине 90-х годов. Рубль по отношению к резервным валютам тогда дешевел стремительно.
Еще одна серьезная причина инфляции – коррупция. Значительная доля нашей экономики – теневого происхождения. Это и запрещенные виды деятельности, и подпольное производство. Понятно, что налоги от всего этого в казну не идут. За причиненный стране ущерб никто не отвечает. Более того, у «теневиков» есть покровители во власти: по оценке Генерального прокурора России на 2006 г., до 80% чиновников коррумпированы.
Чтобы понять, как коррупция влияет на инфляцию, рассмотрим две инфраструктурные отрасли: автодорожное строительство и железнодорожный транспорт. В автотранспорте инфраструктура (т.е. дороги) и сам процесс перевозок экономически разделены – за них отвечают разные предприятия. В железнодорожном транспорте такое разделение только началось. Денег оба сектора получают примерно одинаково. Финансирование и распределение инвестиций тоже происходит по сходному сценарию. Только на автодорожное строительство выделяется больше госсредств, а на железнодорожное – больше своих (ОАО «РЖД) или заемных средств. Основное различие состоит в том, что в автодорожном случае присутствует федеральное  звено – источник инвестиций, отсутствующий в железнодорожном строительстве. Но, по данным исследования, каждое «вливание» денег в автодорожное строительство приводит к скачку инфляции, а в железнодорожное – ее снижает. Можно сделать предположение: коррупционное звено локализовано на федеральном уровне. Остальной механизм инвестирования от коррупции более или менее защищен – или зависит от состояния дел «наверху».
К неверным действиям нынешних экономических властей относится и стерилизация денежных средств. Это практически перечеркнуло финансовый суверенитет страны, и в конечном итоге привело к искусственному раздуванию кризиса в России. Вместо того чтобы развивать производство и инновационные технологии, власти предпочитали сохранять «сырьевую» модель, нацеленную лишь на обслуживание потребностей зарубежных государств. Занижение зарплат населения, якобы, позволяющее избегать «разогрева» инфляции за счет вбрасывания в экономику лишних денег также неоправданно. От роста цен нас это не спасло, зато привело к демографическому кризису.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо насытить экономику инвестиционными потоками, длинными кредитами, стимулировать предложение товаров и услуг. Население надо стимулировать к самозанятости, развивать конкуренцию. Кроме того, необходим отказ от либеральных догм, отвергнутых уже во всем мире, и государственная политика по контролю за ценами – ведь в ряде случаев монополисты и посредники необоснованно их завышают.
 
Наталья Ипатова Журнал «Росбанк»
 
 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter