Народосберегающий Эрзянский Аорский(Арский) скифо-сарматский мир. Михаил Репин.

   Памяти Сергея Кузьмича Туршатова                            
  Народосберегающий Эрзянский Аорский(Арский) скифо-сарматский мир  
 
Официальная российская историография, как правило, исключает участие  российских аборигенных этносов в исторических событиях. На этом поле действуют мифические монголо-татары, половцы, куманы, печенеги  и т.п., потом появляются условно русские  князья, цари, епископы, патриархи, челядь и дворня перечисленных персон, а реальные исторические события, борьба народов с внешней и внутренней угрозой отходят на второй план или порой умышленно скрываются. Но пока существуют исконные, такие древние языки, как эрзянский, нить исторических событий можно восстановить.
 
 Для меня, допустим, ясно видна историческая целостность России, ее территориальная и этническая идентичность от  Аорских или скифо-сарматских племенных объединений до Советского союза. Повторюсь, что доказательства этому находим в эрзянском языке и эрзянской топонимике. Осмелюсь предположить, что опорной базой  Аорского(Арского) племенного союза был четырехугольник с условными сторонами:
1)      рубеж по линии Муром - современный Нижний Новгород на северо-западе, естественно укрепленный высоким правым берегом Оки;
2)      рубеж по линии Нижний Новгород - Васильсурск на северо-востоке естественно укрепленный высоким правым берегом Волги;
3)      юго-восточная линия Васильсурск Алатырь,  естественно укрепленная высоким  левым  берегом Суры;
4)      юго-западная линия  Алатырь - Муром естественно укрепленная реками  Алатырь, Мокша и Ока, а также непроходимыми лесами и пойменными  болотами.
 
Сакральными центрами этой территории являлись Нижегородская Почайна от эрзянского «Поче инее» (пуп земли) на севере и Арзамас от эрзянского «эрзянь мастор» (земля эрзян) на юге. На Почайне по сей день  на ул. Грузинской рядом с Нижегородской синагогой стоит культовый камень наших предков. (Вероятней всего, эта территория расширялась до базовых  крайних точек: Казань, Пенза, Рязань, Москва, Суздаль, Кострома, Вятка, Пермь). Природное удобное обустройство между тем требовало многих навыков, в степной лесостепной зоне навыки животноводства, земледелия и лесоустройства, в прибрежной навыки речного судоходства. Все это позволяло взаимовыгодно соседствовать этносам с разным жизненным укладом и навыками.
Интересен в этом плане состав  эрзянских коренных родов, сначала их перечислю, а потом дам комментарий. Башкирынь, Понянь, Жандарынь, Дораинь, Алтаинь, Дадаинь, Нардяинь, Карпонь, Марень, Комань, Бирковинь, Орень, Шотань, Сабурынь, Суворкинынь, Сарбаинь, Поляинь, Урусынь,  – это тот небольшой перечень, который я лично помню, и который для меня представляет интерес. Как говорится, что ни род то целый народ,  Башкирынь – степной народ башкиры, Понянь – не надо удивляться,  – понтийские греки мореплаватели, Жандарынь – кавказский род, Дораинь – дорийцы греки, Алтаинь – алтайцы тюркский народ, Дадаинь – кавказский род, Нардяинь –  кавказский род (сохранился великолепный нардский эпос), Карпонь – могучие карпы из центральной Европы, Марень – марийцы, Комань – коми (если сложить мари и коми – исторические европейские маркоманы извечные противники Рима), Бирковинь – бирки,берсерки, Орень – шорцы или орцы, Шотань – шотландцы, Сабурынь – сабуры, Суворкинынь – сувары или чуваши, Сарбаинь – сарматы, Поляинь – поляки, Урусынь – русские. Как сложилась эта мозаика – не очень понятно, но ощущение такое, что природный ландшафт сохранил от истребления, как и в горах Кавказа,  древние народы, не покорившиеся экспансии мировых религий. В этой связи интересны выводы доктора исторических наук, заведующего кафедрой истории Древнего мира, Средних веков и археологии Пензенского педагогического университета профессора Геннадия Белорыбкина об этническом составе участников Золотаревского сражения на Суре. «Когда же ученые стали разбираться, кто сражался на поле брани, то выяснилось, что здесь было не просто сражение между монголами и буртасами, здесь, без преувеличения, была битва народов. Со стороны монголов в ней принимали участие в основном тюркские племена, а со стороны защитников - булгары, буртасы, мордва, русские, кыпчаки и, что совсем неожиданно, аскизы, жившие в то время на Алтае, то есть почти за 3000 километров. Они составляли костяк военного отряда, который защищал городище. Аскизов вполне можно сравнить с варягами. Но если варяги действовали в Днепровском бассейне и в северных землях, то аскизы - в Волго-Уральском регионе». Вполне можно допустить, что в действительности это было сражение на дальних подступах к «эрзянь мастор», ведь известно, что в этот период Нижегородчина сохранила свою независимость, так и не вошла в состав Золотой орды. После христианских  крестовых походов, арабских нашествий к семнадцатому веку эта крайне обезлюдевшая территория еще сохраняла свою самобытность и самоуправляемость, даже в указе Петра I  о создании Нижегородской губернии ей определялось «быть особо». Сомнительные исторические  факты сбора народного ополчения  1612 года не могут удовлетворить ни нижегородских татар, ни башкир, ни эрзян и мокшан, и даже евреев, чей представитель Юдин был казначеем народного ополчения.
     
Однако вернемся к аорсам,  судя по эрзянским топонимическим названиям,  Аорский (Арский) союз локализуется на Эрзянских  территориях  в  Нижегородской области и по всему Поволжью. В Лукояновском районе Нижегородской области  есть эрзянское село Шандрово, по эрзянски  Аоре, русское село  Аря  из того же порядка. По-видимому, поймы рек  Теши, Пьяны, Алатыря и Ежати были стратегическими точками расположения воинских формирований. Имея практически замкнутый водный периметр, из этих точек можно было легко перебросить при необходимости войска в любую точку. Старое название Лукоянова – Лукановка, от старорусского лукаться – бросать, только подтверждают мои мысли. Исходя из логики быстрой переброски войск, следует искать следы древней славянской Куябы (эрз. «куй пе» – лодочный конец, лодочная стоянка) и Арты (эрз. «арды» – ехать). Куяба обеспечивала переброску по водным путям, Арта  конные походы.
   Историческая локализация Эрзи в г. Саранске, топонимические названия, связанные с Эрзей – г. Саров, с. Сарлей, г. Саратов, Сормово  и т.д., тоже подтверждают историческую общность наших народов с сарматами. Даже народный наигрыш «сармач» имеет нижегородские корни.
 
    Интересны в этом плане мифы об амазонках. Начнем с того, что сарматских женщин- воительниц историки связывают с амазонками. На эрзянском языке амазы переводится применительно к женщине как  некрасивая. Думаю, нет смысла внешность амазонок связывать с киношным гламурным представлением далеких от истории режиссеров. Как могла выглядеть женщина с неразвитой (выжженой) с детства  правой грудью,  все соки которой перешли в формирующийся правый плечевой пояс и правую руку,  к тому же облаченная в боевые доспехи, прошедшая школу боевой выучки и верховой езды.    Конечно же, красавицей такую особу не назовешь. Интересна цель удаления правой груди, при ее наличии она бы мешала стрельбе из лука. Идем далее, есть в военно-тактической терминологии слово авангард  передовой отряд,  если учитывать что на Эрзянском  ава-женщина, а  слово арды – ехать (мчаться), то по смыслу получается авангард – это женский передовой отряд.
 
Не спешите смеяться, на эту мысль меня натолкнуло русское название доблестного бойца - удалой. На Эрзянском  удалой или «удало»  – это назад (задний), и здесь нет никакого противоречия. Женские конные отряды, нападая первыми, обстреливали неприятеля из стрел и дротиков, вносили дезорганизацию и панику в боевых порядках, а затем без физического контакта рассыпались на подступах к неприятельскому строю. Учитывая скорострельность лучниц: до 12 выстрелов в минуту и запаса стрел до 200 штук, женский авангард представлял из себя по современным меркам и по эффективности пулеметную точку или шрапнельный снаряд.  В серьезный бой с расстроенными порядками врага, в непосредственный контакт вступали бойцы, более подготовленные и опытные, обладающие физической мощью, а это были мужчины-воины, удалые бойцы. Учитывая, что русские  этнически процентов на 80% имеют эрзянские корни, им  следует гордиться, что они тоже исторически связаны с великой культурой воинов.   
   В подтверждение своих мыслей привожу текст историка:  
Рассказы об этих отважных воительницах дошли до античных писателей и, дополненные и украшенные фантастическими подробностями и поэтическим вымыслом, попали на страницы древних хроник. В древнегреческом фоль­клоре и историографии сарматские воительницы получили название амазо­нок. Об амазонках много и красочно писали Геродот, Гиппократ, Лисий, Эфор, Страбон, Диодор Сицилийский, Помпей Трог, Плутарх. Эта литератур­ная традиция была воспринята средневековьем, а на Кавказе держалась до XVII в. /32/. В частности, согласно Гиппократу, «их /савроматов.— В.К./ женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо еще в раннем детстве матери их, раскалив приготовленный именно с этой целью медный инструмент, при­кладывают его к груди и выжигают, так что она теряет способность расти, а вся сила и изобилие соков переходят в правое плечо и руку» /33, с. 295—296/. Эта характеристика воинственных сарматок вполне соответ­ствует литературно-фольклорным данным об амазонках.
 
17.03.2013 г.
Репин Михаил, г. Нижний Новгород

 

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter