Народ без политических прав - это сад без ограды.

 

                                                                           Письмо первое

                                                                             21.10.94.

 

     Народ без политических прав - это сад без ограды.

 

Шумбрат, Маризь Кемаль! Покш сюкпря сёрмат кис, фино-угрань буень схемань кис. Кода эрят-аштят? Кодат од кулят Тонь улить? Сёрмадок куш чуросто. Мон свал кенярдан Тонь сёрмань саемс. Сёрмадыкселинь эрзякс седее ламо, зярс ялатекс тень а тееви. Тень кис сёрмадан седее тов рузокс. Эрзянь ильвидевкснень коряс вельть Монь иля сёвно.

 О присланной схеме скажу, что она, конечно, интересна для общей ориентации, сколько и каких родственных языков есть (имеется в виду схема языкового древа финно-угорских народов, взятая из газеты «Родство». Ред.).

Но взаимоотношения их часто показаны не точно. Вы правы, что напрасно связывают мерянский язык с марийским. Я его бы поместил бы совсем отдельно между прибалтийско-финнскими и мордовскими языками. Неправильно почему-то поместили венгерскй рядом с хантыйским: ближе к нему мантыйский. Там часто совпадения до мелочей. Так, «три» по венгерских аром, по – мансийски – хурум, а по – хантыйски - хэлэм. У ханты тут как у всех почти финно-угров - л; эрз. Колмо, фин. Колме, эст. Колм, а увенгров и манси-р-.

 Очень не понравилось рассуждения Солженицына о правах нерусских народов Российской Федерации. Он им оставляет только право на национальную культуру, понимая её, по-видиму, очень узко (язык, история, литература, исскуство) и отнимая, все политические и, видимо, экономические права. Ни к чему, кроме ассимиляции и гибели этих народов (только более «гуманными», чем расстрелы  и ссылки 30-х годов и депортации 40-х, методами), это не приведет. Ведь экономика - тоже часть национальной культуры. У каждого народа выработались и свои способы ведения сельского хозяйства, и свои ремёсла, и в связи со всем строем жизни свои представления о праве, а это – основа политики государственности. Из эрзянских источников я узнал, например, об устрашающем способе расправляться с ворами среди эрзян, в сущности, своеобразной и позорной смертной казни, которая своим примером держала народ в рамках строгой морали. Уличённого в воровстве проводили по всему селу с веревкой и доской, которую он нес. Потом его привязывали к доске, поднимали и бросали с ней на землю. После этого человек терял дар речи и через день – два умирал; видимо, у него отбивались все внутренние органы. Обычай жестокий, но таковы были строгие воззрения на эрзян, таково было их право, юриспруденция. И вот, ничтоже сумнящийся, Солженицын предлагает превратить все не русские народы России в индейцев США, которые будут жить в своих резервациях  по общим законам России, а им милостливо только подарят право на язык и» изящную словесность». Ну, а если русские решат, что и это слишком много (ведь в литературе можно развивать патриотизм, стремление к самостоятельности), то и их будут выхолащивать по-своему.… Нет, всё это ерунда. Народ, не защищенный собственным политическим правом, своей государственностью, не сможет защитить даже своего языка и культуры. Его язык и культура будут как сад без ограды; приходи любая коза, корова и свинья и объедай, и обгладывай  ветки и стволы, подрывай корни, - защиты нет.

  Солженицына я уважаю за его «Архипелаг ГУЛАГ» и за суждения о русской России, но когда он вмешивается в вопросы, о которых не  осведомлен, он не только допускает грубые ошибки, но еще (своим авторитетом) очень вредит, в том числе и России. Его высказывания об Украине крайне субъективны, тенденциозны и просто невежественны. Он их оправдывает украинской кровью (но это бред).  Для того чтоб  знать историю и культуру народа, надо ей учиться о ней читать (и не то, что пишут о ней другие, а сам этот народ). Тогда можно, не имея ни капли крови этого народа, судить о его культуре и истории вполне компетентно. Именно поэтому есть множество случаев, когда чужестранцы, полюбив какой-нибудь народ, преданно ему служили, и наоборот, когда янычары из этого народа, имея 100% его крови, предавали, оплёвывали и уничтожали его.

 Итак, все  нерусские народы России должны даже для того только, чтобы сохранить свой язык и литературу, бороться за тот максимум политических и экономических прав, которых они могут добиться в данный момент. Это, так сказать, внешняя их крепость.

 Но должна быть и внутренняя. А ее может создать только традиция, собранная, записанная и  изучаемая, и культ предков, и история. Постоянное повторение и усвоение этого народом оградит его внутренней стеной, которая, пожалуй, еще крепче и надежней той внешней.

 Надо параллельно с созданием своей индивидуальности развить в народе солидарность взаимовыручку. Почему сейчас у нас очень популярными становятся протестантские учения? А потому, что там людям не обещают счастье в будущем, на том свете, а помогают здесь на земле. У православной церкви сидят нищие и, унижаясь, просят милостыни; кто даст, а кто и «Бог подаст!»- и прошел мимо. А у протестантов человек приходит на собрание и рассказывает о своих трудностях, и  все считают за честь ему тут же помочь. Вот если восстановленная языческая эрзянская религия включит эту важную особенность, - ее полная и близкая победа неизбежна. У евреев это называется помогать Богу (руками людей) творить добро. У них считается, что не богач благодетельствует бедняка, а бедняк богача, поэтому, что тем самым он делает его праведным, прокладывает ему путь к Богу.

 …Может, иногда и стоит похвалить человека за то что-нибудь, но не стоит это делать слишком часто или много. И в этом смысле поражения гораздо более поучительны, чем победы. Воистину силен тот человек и тот народ, который не победил), победить может и дурак по счастливому  стечению обстоятельств), а тот, кто, потерпев поражение, сумел его стойко вынести и превратить в свою новую победу. Самым силиным народом на земле я считаю, поэтому евреев. Они смогли выдержать три плена: египетский, вавилонский и римский (самый страшный, длившийся около 2000 лет) – и из каждого выйти каждый раз еще более сильным. Именно поэтому их книги (Библия) стали универсальными учебниками жизни для всех народов земли. Особенно поучителен Ветхий Завет (Танах) и еще, может быть, более Талмуд, продолжение Танаха ( Тора/Пятикнижие/+Пророки+Писания).  В статьях, которые я надеюсь Вам постепенно присылать, есть и об этом. Кончаю, «ибо в многоглаголании несть спасения»

                       Шумбрачи, чанстькак араси Ткаченко Орест, г. Киев.

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter