Интервью Аношкина А. И.

        Администрация сайта размещает интервью Аношкина А. И. и оставляет его без правки и комментариев, хотя по ряду положений имеет иную точку  зрения.


        Николай Иванович отвечает на вопросы Шиженского Р.В. (Нижегородский государственный педагогический университет, кафедра истории).


        1. Сообщите сведения о себе: возраст, пол, социальное положение, образование, место жительства (почтовый адрес).

        Аношкин Николай Иванович, 65 лет, руководитель Музея эрзянской культуры г. Лукоянов. Художник, закончил ЗНУ культуры им Крупской. Живу 607832  Нижегородская область
 Лукояновский район, с. Иванцево, ул.Труда, д. 52.

        2. Что такое «язычество», «традиционная религия» в Вашем понимании? Имеет ли собственное название исповедоваемое вероучение?

        Язычество-это язык православной церкви. Эрзянская вера- наследие более ранней религии зороастризма, т.е. народная вера.

        В моем понимании «традиционная вера эрзян» несет в себе ценности коллективизма, уважение личности, бережное отношение окружающей среде. Не приемлет рабства и политики. Не является предметом бизнеса, она индивидуальна для каждой личности, не терпит посредников (жреческого клана). Несет в себе уважительное отношение всему живому, поклонение умершим и вера в то, что они, умершие предки, особенно родители,  незримо находятся около нас и сопереживают каждый наш шаг и облегчают нашу жизнь. Это обстоятельство дисциплинирует, делает памятней и мудрей человека. Также вера небесного Творца- единого бога Верепаза или,  по другому,  Инешкипаза. Для которого, Человек дитя-бог Отец, все стихии природы, созданные богом – покровители человека.

        Мое отношение к христианству- отрицательное .Религия культа смерти, Иегова, Яхве, Ямы. Христианские ценности-

        Обман,политика, уход из жизни в виртуальный мир- предательство подлинного бога, т.е. Солнца. Ему мы обязаны каждой секундой жизни. Наука- моя религия.

        3. Существует ли религиозная община, объединение, организация ( название, дата основания)? Какое место в ней занимаете Вы?

        После постсоветского времени атеизма на фоне религиозного искусственного возрождения, в первую очередь православия и множества христианских сект, эрзянская религия, как родноверческая культура востребована небольшой прослойкой, как правило, интеллигенцией, занимающей национальным возрождением культуры народа. Ни общин, ни сект  мы не образуем. Религия предков- это философия свободного человека, на современном уровне лишена суеверия. Музей эрзянской культуры, его основатель и руководитель в течении 20- лет выдает общественности как чисто этнографический материал объясняющий ментальность народа. Его духовный мир в человеческом обществе. Вершиной эрзянской духовности собрано в эпосе «Масторава»в  поэтическом переложении    А.М.Шароновым.  Также, есть позитвные поэтические переложения на русский язык «Масторавы» Шаронова, (сметая мордовскую глобализацию) Ротановой Т.П..

        4.Кто такой жрец в Вашем понимании? Относите ли Вы себя к нему?

   Профессиональных жрецов эрзянский народ не имеет, если не брать в расчёт Кузьку-бога (Кузьма Алексеев) конец XVIIIвека. Это говорит о том, что духовные ценности народа хранит сам народ, не признавая жречества. Общинная философия эрзян высмеивает тунеядство и подымает авторитет тех, кто своим образом жизни, житейской мудростью и хорошей памятью на время религиозного обряда (озкса) становится проводником бога. От пола человека не зависит, женщина и мужчина-  равноценны. Семейные моления, как правило, организуют бабушки или дед, они несут в себе обрядовую память и авторитет семьи.

        Мне приходилось несколько раз возглавлять эрзянский Озкс, чувство, прямо сказать, не комфортное перед  сотнями глаз, ждущие чуда.

        5. Что необходимо для того чтобы человек стал служителем культа? Если Вы являетесь служителем культа, опишите как Вы им стали?
        В первую очередь свод каких-то обрядовых знаний и доброты к людям, ради чего Вы на это пошли. Если человек в этом видит профессиональную потребность, то есть зарабатывать на этом свой хлеб, иметь корысть- это грешно перед богом и перед людьми за обман. По этой причине у эрзян нет жреческого клана.

        6.Какие функции выполняет жрец при оправлении культа (на общественных, семейных и других молениях)?

        На современном уровне роль жреца на общественных молениях при абсолюте его верования – это установка связи между,  в первую очередь, умершими предками через живую кровь с небесным богом. Для этого и существует свеча. Ему никто не должен мешать, подменять его действие – это святотайство. Пока не установлено ОСЬ МИРА, не зажжена свеча,- обряда нет.

        Со мной, ныне летом такое случилось, мордовский лидер из Нижнего Новгорода нарушил обряд, полез сам, своим эгоизмом зачинать обряд зажженной свечой до установления связи с богом и предками и этому не помешал Инязор из Саранска.

        7. Может ли один и тот же человек занимать должность жреца (служителя культа) несколько лет? Существуют ли жреческие династии?

        Безусловно, если этот человек сохраняет как свой авторитет, так и авторитет проведения обряда. К примеру, на эрзянском Раськень Озксе- 2010 Инязор, он и жрец не отстоял главное, для чего приехали эрзяне со всех концов России. Не проявил он характер и контроль,  за очередностью праздника. Раськень Озкса моления  и установка ОСИ МИРА через  огромную свечу оказались вторичны от мордовского шоу-концерта. На критику отозвался обидой. Так не должно быть! И  может ли он вновь быть главным жрецом на таком Озксе ?.

        8. Существуют ли иерархии в среде жрецов, имеются ли низшие служителя культа (помощники)? Имеют ли они собственное обозначение? За какую часть отправления культа отвечают?

        В любом большом общественном Озксе существуют помощники и все они отвечают за ту роль, возложенную на них. От этого зависит успех коллективного мероприятия. Эрзянские Озксы – это коллективная  организация в своей общественной природой. Каждый участник знает, что ему делать, не уронить честь перед богом и предками, не навлечь на себя грех. В реконструкции современного Озкса в основном помогают главному жрецу его помощники- чирязы и активисты.  В религиозную мистерию-спектакль задействованы множество людей и главный жрец- режиссер действия.

          9. Представляют ли институт жречества замкнутую или открытую структуру?

        Конечно, общественное явление всегда открытое и добровольное.

     10. Как члены религиозной общины называют жреца, служителя культа, существует ли отдельное самоназвание?

        У эрзян, как современных, так и в прошлом,  нет религиозной общины.  Религия в проведении помина, обряда традиционная культура народа , она стимулирует каждого порядочного человека на добрые правильные дела не в ущерб другим. Не существует фанатической веры, идолопоклонства или фетишного поклонства,  хотя в основе верования поклонение духам- стихиям природы как покровителям, а не богам. На время моления жреца эрзяне называют Озкс Атя, Инь Ава, после молений становятся как все, под своими именами.

        11. Можно ли назвать жреца ( служителя культа)- шаманом (да/ нет, почему)?

        Шаманизм имеет другую природу. Шаман,  вскорее лекарь взывающим духам,  не проводник, религиозной культуры. Шаманами,  как известно, становятся избранные на всю остальную жизнь. У эрзян шаманизма не наблюдалось, но лекарей – ворожей в прошлом было достаточно.

        12. Возможно ли совмещение «должностей» жрец, колдун, знахарь?

        Вскоре нет. На роль жреца избирается самый уважаемый человек, как правило, пожилой, которого никто не опасается, знающий обряд и молитвы моления.

        13. Существует ли специальное обрядовое облачение для служителя культа (опишите его)?

        Эрзянский Озкс Атя, старейшины покштяи выделяются из среды только посохами. Одежда всех на обрядовом молении должна быть чистой, как правило, это белые на выпуск рубахи мужчин и белые руци, покаи женщин. Единственное отличие, богатство вышивки красного и чёрного орнамента.

        14. Как Вы оцениваете современное состояние жреческого института?

        Если иметь ввиду,  православную церковь, то это безумие плодить армию бездельников от бога. У моего народа нет профессионального жреческого клана, никто к этому не стремится. При желании любой на время Озкса-моления может стать жрецом и это правильно.

    15. Поддерживаете ли Вы связь с другими служителями культа ( с кем, их территориальное местоположение)?

        С большим интересом отношусь марийским картам, но,  увы – это другой народ и другая философия. Всё же мы свободные люди, даже от религии.

        16. Существует ли молитвенная традиция, если да – как она передается, имеет ли самоназвание?

        Эрзянская молитва реликт нашего народа. Она бережно собиралась этнографами. Пропагандируется, к примеру, женским ансамблем «Ламзурь» г. Саранск. Большую работу по пропаганде молитв сделал В.И.Кириллов из Татарстана. Эти его труды есть на сайте в интернете. Традицию молитв проводим на всех эрзянских обрядовых праздниках. Молитвы отличаются исключительным общественным самосознанием.

        17. Сохранились ли священные места, в которых проводились моления (рощи,озёра,холмы, родники, культовые постройки и т.д.)? Если да, в настоящее время функцинируют или нет?

        Моя страна Эрзянь Мастор,  богата культовыми памятниками далёких предков.  Музей много лет отдал их исследованию и восстановлению. До нас о них как науке, так и для народа мало, что известно, было. Ныне, на них проводим обрядовые

праздники и фестивали песен. Восстановили культовые поляны, курганы-маары, культовые овраги и родники. Открыли святилище-кереметь и этнокультовый музей. В 2012 году создали и открыли этнопарк , посвященный эрзянской духовной жизни. На них проводим обрядовые праздники, проводим ознакомительные экскурсии.

      18. На какие виды можно подразделить проводимые моления которые проводились и проводятся сегодня (мировые, общественные, семейные и т.д.)?

        Обрядовые праздники и на них Озксы-моления часть культурных мероприятий праздников с участием большого количества народа. Раськень ОЗкс собирал до 6 тысяч человек. «Соксень Озск»- осеннее моление проведено на керемети, народу было чуть более 30 человек. Семейные моления, это далёкое прошлое наших предков. Православие вытесняет народные верования, мы в основном атеисты и воспринимаем родноверческую веру как культуру, его экзотику как средство пропаганды народной культуры.

        19. Перечислите основные календарные праздники ( их функции, значение)? Справляются ли они сегодня?

        В прошлом аграрно-культовые праздники в основном проводились в летние месяца. Попытка реконструкции их ведётся по многим местам в России, где компактно проживают эрзя. Однако Музей проводит их избирательно, традицией стало проведение в роще Лукаш на поляне «Лугакужо» помин предков. Это происходит в последнюю субботу июля. В день Троицы связан с эрзянским праздником «Кизень вешнема». Еще недавно была традиция утром рано проходить вокруг села с навещением «Озномолея»- молебный овраг и кладбища. К примеру у эрзян 22 июня проводился праздник нового огня, но основном ныне сводятся к «Родительским» помин на кладбище.

        Музей эрзянской культуры    Н.И.Аношкин,    22.11.2012 г.

 
 
27.05.2018
 Купить Super P Force
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter