ИЛЬЯ МУРОМЕЦ – ВРЕМЯ МОНОМАХА. Факты и вымыслы.

 

Илья Муромец и Калин-царь 
Ермолаев Борис Михайлович

 

 

ИЛЬЯ  МУРОМЕЦ – ВРЕМЯ  МОНОМАХА. Факты и вымыслы.

 

Его считают сказочным персонажем и героем русских былин. Илья Муромец борется с фантастическими чудищами, и, как в сказке водится, богатырь побеждает. Не вымысел ли  народной фантазии? Действительно, русские летописцы его обходят молчанием. Но его имя присутствует в древнегерманском эпосе, так и скандинавских сагах XII века.

 

Академик Д.С. Лихачёв считал, что «Древнерусская литература  не знала  вымышленных героев  и сюжетов».

 

В качестве доказательства реальности существования былинного героя Ильи Муромца приводится следующий факт. Гробница с его нетленными мощами (датируется первой четверти XII века) до сих пор стоит в Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря. Кроме того, еще в XVII веке Илья Муромец канонизирован в числе прочих других угодников Киево-Печерской Лавры. В православных календарях Илья Муромец причисляется к лику святых с 1643 года.  В 1594 году посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев и Софийский собор, увидел там гробницу Ильи Муромца. Гробница была разрушена в огромном приделе в киевской церкви. После канонизации в святые, останки  Ильи Муромца перенесли в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. А до этого, в 1638 году, мощи были описаны иноком Афанасием Кальнофойским. По его представлению, Илья Муромец представился в 1188 году в глубокой старости в сане монаха. Журнал Московской Патриархии пишет, что увенчанный славой герой, победитель супостатов,  стал насельником монастыря. «Его монашеский подвиг скрыт от нас, но, несомненно, были они великие, если мощи его, через много лет обнаружились нетленными».

 

В последние годы с возрождением Церкви и местных святынь почитание Ильи Муромца распространилось по всей России. В Карачарове, на родине героя, был восстановлен храм. В новый год 1993 года была торжественно установлена икона святого с частицей его мощей. В городе Муроме на кладбище заложена часовня,  и Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых. В Подмосковье был воздвигнут и освящен воинский храм во имя святого Ильи Муромца.  

 

В русских былинах имя Ильи-богатыря связано с именем с князем  Владимира Красное Солнышко. А в народном фольклоре, особенно в его любимом Карачарове, сохраняют предания,  как Илья Муромец русло реки Оки изменил, покидав в него дубы, по следам копыт его коня забили святые родники. Особо почитают часовню, якобы заложенную богатырем. В местном фольклоре был записан поединок Ильи с драконом в другом царстве-государстве и его женитьба на красавице-дочери муромского князя Глеба.  А самое интересное - оставил потомков, которые ныне носят фамилию Гущины, якобы Илья носил такое прозвище.

 

Оставим фантазию вымыслов на суд читателя.  Сохранилось описание мощей Ильи Муромца, московского священника Иоанна Лукьянова за 1701 год.  По словам Иоанна, это был крупный и сильный человек (рост около 180 см), облачённый в монашескую одежду. Кроме глубокой округлой раны на левой руке, видно такое же значительное повреждение в левой части груди.

 

Обладал ли он феноменальной силой? Тщательные антропологические исследования и экспертиза мощей Ильи Муромца, проведенные с помощью новейшей зарубежной аппаратуры, установили, что рост его составлял 182 см. Кости его намного крупнее и толще чем у современников той эпохи. К примеру, рост Александра Невского составлял не больше 160 см.. Выявлены дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности  Ильи  паралича ног, и установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. Интересные сделаны выводы о возрасте мужчины - 40 или 45 лет. К этому мы еще вернемся, так как даты жизни  Ильи Муромца не определены.

 

Илья Муромец, несомненно, обладал огромной физической силой. В пешем строю он,   по-видимому,  не сражался, так как страдал заболеванием позвоночника, которое заставляло его испытывать трудности при ходьбе. Это подтверждают слова из былины: «Сидит сиднем он, да всё не ходит он. Не несут то его ножки резвые». Илья Муромец был тяжеловооруженным конным витязем.  Несомненно, под его началом была конница тяжеловооруженных всадников, и это давало преимущество над легко вооруженным степным противником. Служил он киевскому князю Владимиру Мономаху с 1113 по 1123 год и погиб при последнем походе Мономаха на степь. Князю было 70 лет. Это был его последний поход, через два года он умрет.

 

Даты жизни и время княжения на Киевском престоле Мономаха известны. Исходя из этого, легко можно определить время жизни  богатыря Ильи Муромца. Но, сначала,  вернемся к месту рождения Ильи, к селу Карачарово, под городом Муромом.

 

Муром был княжеским феодальным гнездом, и окрестные поселения были его данниками. По раскопкам археолога  П.Л. Степанова с IIVI вв. по  XII век археологическая культура относится к древне-эрзянскому этносу.  Реконструкция женской одежды имеет набедренный пояс «пулай». Этот важный элемент, пулай, носили во все времена только эрзянские женщины. Муромой определил народ русский летописец по наличию феодального гнезда Муром.  Условия жизни под князем были тяжелыми. Усугубилось это тем, что в окрестностях Карачарова были залежи белого камня-известняка. Значительная часть народа была занята на промысле добычи камня, из которого изготавливали  кары - тесаные блоки, жернова для мельниц и, возможно, колёса и изготовление щебёнки, на добыче камня в основном работали дети.

Всё это шло на продажу в доход Муромского князя. Спрос, особенно на кары был большой в феодальной Руси. Из них воздвигались белокаменные терема, стены укреплений и церквей ,  монастырей. Во время княжения Мономаха, когда шла 20 летняя война со степью, дружины князя пополнялся рослой эрзянской молодежью, добровольно выбравшие дружину, нежели каменоломню.

 

История Ильи началась именно с каменоломни, мальчик дробил камень пока сильно не простудил свои конечности. 33 года сидел сиднем, если верить былине, то во княжением Мономаха он выздоровел и 1113 году отправляется в стольный Киев. Вот здесь и определяется, когда он родился, минусуя от этой даты 33 года. Поверим народному повествованию. Если Мономах родился в 1053 году,  и на 1113 год ему было ровно 60 лет, то Илья Муромец родился на 27 лет позже, в 1080 году и  в возрасте 30 или 33 лет вступает в дружину князя.  Хронология его жизни вписывается в научное заключение и момента гибели 40-45 лет проведенное в 1988 году Межведомственной комиссией Минздрава УССР (повторное, первое проведено в 1963 г.). Илья Муромец служил Владимиру Мономаху в течение 10 лет, вплоть до своего гибели на поле брани. Мономах хоронил своего героя как князя.

 

Напряженная двадцатилетняя война Руси заканчивается эпохой Мономаха. Киев стал столицей огромного в Европе государства. Власть киевского князя простиралась на земли от границ Киевской Руси к Венгрии и Польше, далее к Литве и прибалтийским землям немецкого Ордена, от Карелии к Ледовитому океану. 12 лет княжения Мономаха- это годы относительной стабильности Руси. Но шла успешная война с половецкой степью, степным каганом, состоявшим из разношёрстных племён. Один за другим гибнут половецкие ханы Шаруханьи, Итларь, возглавлявший посольство в г. Переславле, Боняка, Урусоба, Белбдюз и Тугорхан.  Походы на половецкие «вежи» Мономаха нагоняли на кочевников такой страх, что кочевые орды со своими стадами ушли за Дон и Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала. В жизни князя было 83 похода, одна из сторон мало освещена историей. Это религиозная нетерпимость к язычеству. Походы Владимира Мономаха называют крестовыми походами. Впереди княжеского войска ехали и шли попы с крестами и пели песнопения, подымая боевой фанатический дух одетых в железо дружин. Этот факт говорит о том, что в степи было много «бродников», бежавших от феодального засилия князей.

 

Илья Муромец «усмирял» дикую степь, превращал в вассалов Киевской Руси племена торков, половцев, сразился с Идолищем и Соловьем разбойником, кто они?  

 

По версии академика Б.А.Рыбакова имя Идолище является искажением древне-тюрского имени Итларь (Итларище). Что касается былинного Соловья-разбойника, то им мог быть реальный человек, прозванный Соловьем, не обязательно тюрского происхождения. Это имя мог принадлежать «броднику», то есть вольному человеку, бежавшему из-под князя. В степи они объединялись, имели реальную силу. У кочевых пастухов существовал язык свиста. Разбойные ватаги в лесах тоже пользовались этим способом, и Илья неоднократно имел дело с вольными людьми. Однако былинный герой, служа православному князю, усмирял вольность, воевал со степными пастухами, совершал свои подвиги. Бродников, бежавших в степь от насильственного крещения, которые пытались сохранить  веру предков, не могли простить русские князья. За усмирение язычников Церковь Илью Муромца канонизировала в лик святого.

 

Богатырь эрзянских кровей остаётся любимым героем эрзяно-русского Отечества  на протяжении 890 лет со дня его гибели и 935 лет со дня его рождения.

Николай Аношкин, Музей эрзянской культуры, апрель  2013 г.

 

 

В продолжении темы редакция портала Эрзянь ки выражает надежду на новые материалы об упоминаемом в данной статье Соловье.  По одним источникам Соловей - это эрзянин, глава большого семейства. Или жил он в Муромских лесах и, как и на Самарской луке, "держал" дорогу:

Как у той ли у грязи-то у черноей,

Да у той березы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины.

У того у камня Леванидова

Сидит Соловей-разбойник во сыром бору.

Соловей-разбойник, Одихмантьев сын…

 

Илья-Муромец и Соловей-разбойник 
Ермолаев Борис Михайлович

 

 

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter