Формирование мордвы-мокши как народа следует изучать лишь в контексте межнациональных связей с другими народами. Расселенная на стыке леса и степи, мокша не только имела контакт с кочевыми ордами степняков, но и сама являлась частью орды. На это указывают некоторые орудия труда и предметы домашнего обихода. Пахотное орудие «керять», бытовавшее у мордвы-мокши, применялось на степных целинных землях, по своей конструкции схоже с сабаном, распространенным у башкир, татар и чувашей. Зерно у мордвы-мокши хранилось в корзинах, плетенных из прутьев и соломы, обмазанных изнутри глиной, а иногда и в глиняных сосудах, все это связывает земледелие мокши с земледелием волжских булгар и населением более южных степных районов. Мокшане так же занимались плетением циновок из тростника, изготовлением соломенных и тростниковых чашек и блюд, используемых для хранения муки и круп. Данные фольклора указывают на использование мордвой-мокшей верблюжьей шерсти при изготовлении поясов. Для мокшан было характерно прядение шерсти с помощью веретена и прялки в виде палки и вилочки без донца, когда прялка затыкается за пояс женщины или ставится между ног, как делали это полуоседлые народы: башкиры, казахи, киргизы и народы юга - молдаване, крымские татары, народы Кавказа. Преобладание в посевах конопли над льном так же указывает на южные черты культуры мордвы-мокши. Ткацкий станок, распространенный у мокшан, близок по своему устройству к трехподставному стану мари и удмуртов и, особенно, стану татар и башкир. Наличие закладной паласной техники в ткачестве мокшан так же указывает на древние связи с народами Средней Азии, ногайцами, крымскими татарами. Для мокшанок было типично ношение холщовых штанов, как и для всех тюркских народов, а так же безрукавок типа татарского камзола. В комплексе с антропологическими, фольклорными, религиозными, языковыми исследованиями данная информация дает четкое представление о этногенезе мордвы – мокши.