Эрзянский народ от ухода в небытие может спасти только сам эрзянский народ. Эрюш Вежай

Эрюш Вежай.
2009 ие.
аштемков, 20 чи.


Выступление на 3-це Эрзянь Инекужо (3-ем Конгрессе эрзянского народа)

Эрзянский народ от ухода в небытие может спасти только сам эрзянский народ.

И никто больше.


Это подтверждает история любого ныне существующего народа на планете Земля. Это подтверждает история всех исчезнувших с её лица народов.

Простая и короткая мысль:

Мы сами должны очень сильно захотеть спасти свой народ и свой язык.

Но сколько эрзян её осознало? Сколько эрзян задумалось над ней?

Чтобы прийти к этой простой формуле, эрзянину мало иметь ум, образование. Мало прочитать труды крупнейшего ученого в области этногенеза Льва Николаевича Гумилева.
Чтобы прийти к этому простому выводу, эрзянину надо в однажды задать себе всего несколько простейших вопросов:
- Что это - мой эрзянский народ?
- Как ему живётся в современных условиях?
- Что ждёт мой эрзянский народ в будущем?
- Что есть Я в моём эрзянском народе?
- Какое место в его жизни занимаю Я, человек, рождённый эрзянской женщиной и при рождении получивший это неповторимое имя своего народа, эрзя? И с рождения несущий величайшую ответственность за здоровье, жизнь и благополучие своего народа ЭРЗЯ.

Только после этого эрзянин сможет видеть и осязать контуры колеблющегося, живого организма, частицей которого он сам является. Этот живой, чувствующий боль и страдания организм и есть твой ЭРЗЯ народ.
Только после этого эрзянин сможет осознать и ощутить ответственность за сохранение Эрзя народа и эрзянского языка.

Что представляет собой эрзянский народ сегодня?

Это примерно 600 тысяч человек.
Однако наш народ пока не консолидирован на сохранение себя как нации.

Примерно 520 тысяч эрзян в силу ряда серьёзных причин вместо своего настоящего исторического имени ЭРЗЯ и в 2002 году при переписи населения записали свою национальность как «мордва».
Более 80 000 эрзян, несмотря на организационные и технические «особенности» проведения этой переписи, не отказались от своего исторического имени в пользу псевдоэтнонима «мордва», и определили свою национальность как ЭРЗЯ.

Численность эрзянского народа в последние 70 лет сокращается практически в геометрической прогрессии. Ежегодно нас становится меньше на 6-7 тысяч человек.

Куда страна девает Эрзя народ?

В 1975 году вышла книга В. И. Ковалёва «Национальности СССР». В ней приведена таблица под названием «Динамика численности национальностей СССР по данным переписей». Численность Эрзи и Мокши под навязанном нам псевдоэнонимом «мордва» изменялась, учитывая данные последней переписи, следующим образом:

Численность (тыс. чел.) Прирост (в %)
------------------------------------------------------ -----------------------------------------------------------------
1926г. 1939г. 1959г. 1970г. 1989г. 2002г. 1926-1939г.г. 1939-1959г.г. 1939-2002г.г.
-------------------------------------------------------- -----------------------------------------------------------------
Эрзя и Мокша 1340 1456 1285 1263 1132 844,5 +8,4% -11,8 % - 42%


Итак, за последние 63 года, то есть за продолжительность жизни всего лишь одного поколения мы потеряли почти половину своей семьи.
Заметила ли страна такую потерю? Нет, не заметила. Выяснила ли страна причины этой демографической катастрофы? Тоже нет. Намечены ли меры по восстановлению численности Эрзя и Мокша народов? Нет.
Кто виноват в этом?

В статье «Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Мордовия», размещённой на
http://www.eawarn.ru/pub/Bull/WebHome/56_31.htm, авторы А.Мартыненко и Н. Шилов, например, дают такой ответ:
- «Многие исследователи объясняют сокращение мордовского населения неблагоразумной политикой отдельных общественных деятелей».
Мы все ошибемся, если подумаем, что такую «неблагоразумную политику» проводили люди, обладающие политической властью. Нет. Виноваты, оказываются, совсем другие люди. Работники аппарата власти А.Мартыненко и Н. Шилов об этом пишут так:
- «Многие исследователи объясняют сокращение мордовского населения неблагоразумной политикой отдельных общественных деятелей. «Во всём виноваты наши сепаратисты! – утверждает заведующий кафедрой этнографии МГУ им.Н.П.Огарева мордвин Н.Мокшин,- именно они агитировали население записываться эрзянами либо мокшанами».
Вот так – однозначно. Чтобы ни у кого каких-либо других «вредных» версий причин демографической катастрофы Эрзя и Мокша народов и в помине не было.

В течение последних 20-ти лет от наивной веры в то, что государство примет меры по восстановлению численности эрзянского народа, у эрзян не осталось ничего.
Более того, государство всеми силами доказывает эрзянину, что ни он, эрзянин, ни весь эрзянский народ государству вообще не нужен.

Работающие в государственных научно-образовательных структурах, наделённые учеными степенями государственные мужи, живущие в том числе на налоги, уплачиваемые эрзянами, на всех уровнях СМИ доказывают нам же, эрзянам, что наш эрзянский язык – это не язык, а всего лишь наречие. Что эрзянский язык – это всего лишь диалект. Диалект чего? Оказывается, эрзянский язык - диалект несуществующего нигде «мордовского языка».

Попробовал бы кто в России сказать, что русский язык – это всего лишь наречие (диалект) нигде не существующего общеславянского - ЕСЯ (единого славянского языка)…

Простой вопрос: «Как может живой, литературный язык живого народа быть «диалектом» чего-то вообще не существующего?»,- казалось, должен каждому нормальному человеку показать абсурдность ЕМЯ - этого псевдонаучного маразма горе теоретиков. Нормальные люди разных национальностей, когда слышат об этом, говорят: - «Это полная чушь!». Но именно этой чушью и заняты «мордовские» ученые.

Навязывание эрзянскому народу ЕМЯ - единого мордовского языка – это искусственное, специальное, насильственное отлучение эрзян от естественной матрицы, которая сохраняет любой народ как этнос, от эрзянского языка.
ЕМЯ- это страшная идея тех, кому мешает эрзянский народ. Лишив эрзян эрзянского языка, эрзянский народ исчезнет.
Силы, которые занялись этой «работой», это понимают очень хорошо, и считают, что эрзяне или не поймут, что с нами делают, или не заметят, что с нами делают, чего нас лишают.

В 1995 году первый Конгресс эрзянского народа принял продиктованную естественным желанием обрести своё настоящее историческое имя Декларацию об официальном названии эрзянского народа.
В 2006 году 2-й Конгресс эрзянского народа принял Резолюцию, в которой намечены шаги по спасению нашего народа. Эта Резолюция и сейчас полностью сохраняет свою актуальность.
Сегодня, в 2009 году, мы должны осознать и постараться довести до каждого человека эрзянской национальности, это то, что спасти и сохранить Эрзя народ и эрзянский язык, мы можем и должны только и только мы сами. Никто вместо нас этого не может сделать и не сделает. И в эту работу мы должны включиться все до единого.

Наша задача – консолидация Эрзя народа во имя спасения нашего этноса и эрзянского языка.

Миненек, эрзятненень, эряви пачк кирдемс превсэнек-мельсэнек «Масторава»-со эрзятнень туртов ёвтазь Инешкипазонть валонзо-мереманзо:

«Тон, Эрзя, эриця,
………..
Тевтнень эйсэ тейть свал эсеть койсэ,
Весементь лангс вант эсеть сельмсэ-
Яла ульть, Эрзя, тон эрзянь превсэ!»
 
 
12.11.2017
 Мерянский сайт вновь заработал
5.11.2017
 Время, вперёд!
30.10.2017
 Потребительская кооперация. Возрождение...
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»

<<   ноябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
1
2
3
4
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter