Экспертное заключение от мордовских властей

Экспертная комиссия в составе: Бикейкин Е.Н., Гусева Т.М., Келина А.Н., Куршева ГЛ., Ломшин В.А., Никонова Л.И., Сальников Ю.И., Чернов А.В., про­анализировав материалы №№ № 21 (245) от 10 ноября 2006 г., № 22 (246) от 24 ноября 2006 г., № 23 (247) от 12 декабря 2006 г., № 24 (248) от 28 декабря 2006 г., № 25 (249) от 12 января 2007 г., № 2 (250) от 25 января 2007 г., № 3 от (251) от 9 февраля 2007 г., № 4 (252) от 26 февраля 2007 г., № 5 (253) от 16 марта 2007 г., № 6 (254) от 30 марта 2007 г., № 7 (255) от 12 апреля 2007 г., № 8 (256) от 27 ап­реля 2007 г., № 9 (257) от 17 мая 2007 г., № 10 (258) от 30 мая 2007 г., № 11 (259) от 15 июня 2007 г. газеты «Эрзянь Мастор», пришла к следующему выводу:

1. Выражают ли использованные в данном материале словесные средства унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и нега­тивные установки в отношении какой-либо этнической, расовой, религиозной группы (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?

Некоторые публикации, представленные в них выводы и утверждения спо­собствуют формированию у читателя отрицательных, унизительных оценок и негативных установок в отношении представителей, прежде всего, русской и мордовской (мокша) национальностей, а также отдельных представителей мор­довской (мокша и эрзя) национальностей, занимающих государственные долж­ности, возглавляющие общественные организации, связанные с реализацией на­ционально-культурной политики в Республике Мордовия. В материалах допус­каются случаи их прямого оскорбления и унижения чести и достоирхства. На­пример:

22 (246). «Есть ли будущее у "Марий Ушем" в Марий Эл?». «История как видно повторяется вновь. Изменились разве только палачи, если в далекие кровавые тридцатые годы репрессии в отношении марийских общественных деятелей осуществлял Ежов, то теперь на смену ему пришел президент Марий Эл JI. Маркелов» (С. 3).

№ 23 (247). В статьях «Топор занесен», а также «Почему мокшанскими ру­ками власть решила опорочить эрзянскую газету «Эрзянь мастор»?» использова­ны унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки в от­ношении представителей мокшанской и эрзянской этнических групп. М. Назаро­ва, М. Мосина, Ю. Мишанина, Н. Савкина, В. Кирдяшова, Н. Десяевой. (С. 2).

№ 2 (250). «НКА - это подсадные утки Москвы». «Руководители властью создаваемых мордовских НКА (национально-культурные автономии) заняли явно оппортунистическую, соглашателъско-предательскую позицию по отношению к коренным Эрзя и Мокша народам. Они категорически отказываются распро­странять в регионах их регистрации (Пензы, Ульяновск, Татарстан...) газеты, журналы, книги, аудио- и видеоматериалы на эрзя и мокша языках, далее тех, что издаются правительством Мордовии («Эрзянь правда», «Мокшень правда», «Чилисема»...). НКА, таким образом, создаются государством, одевая их в об­щественную одёжку, для устройства пышных парадов, для установки декораций  с целью прикрытия катастрофического состояния Эрзя и Мокща этносов.

 Стратегическая цель Москвы - ликвидация автономных государственных образований и реставрация Российской Империи». (С. 1).

               Персонально в отношении М.В. Мосина содержатся безосновательные обвинения в соглашательстве, безнравственности, беспринципности и т. п.

№ 3 (251). «Черты колониализма в современной России»: «Бывало, что ар­хеологи, раскопав не столь уж древнее неславянское городище, поспешно зака­пывали его, чтобы не перечить господствующим представлениям. Так в русле поставленной фальсификации истории происходит этническая зачистка исто­рического прошлого, славянизация, русификация земли и почвы» (С. 3).

№ 5 (253). «Похоронный Центр культуры Поволжских финнов и угров». «Центр создан властями для одной цели: имитируя, лицемерно показывая стремления сохранить культуры коренных народов, как молено в сжатые сроки ускорить их уход в мир иной. Похоронный Центр культуры поволжских финно-угров. По-другому, ни как его не назовешь. Москве и её вассалам на местах мало мертворожденных, предающих интересы своих народов НКА (национально-культурные автономии), мало эфемерного международного Консультативного комитета финно-угорских народов, мало бездействующих Комитетов (мини­стерств) по национальной политике, мало карманных псевдонациональных обще­ственных организаций, пожирающих народные деньги. За 10-15 лет все эти «при­водные ремни» властей сполна показали свое истинное назначение — русифициро­вать нерусские народы и отнять у них право на землю, на природные богатства, отнять их имя. В дополнение к названным «заботникам» к ним соорудили ещё один эшафот — Центр» (С. 1).

№ 6 (254). В информации о дне эрзянского языка отмечается, что «...именно 16 апреля, преднамеренно, будет проводиться расширенное заседание Совета пресловутого движения мордовского народа с приглашением представителей из других регионов. Власти умеют управлять "массами" — уничтожать эрзянский язык, ростки этнического самосознания руками и головой самих же эрзян. "Не говори по-эрзянски!'" вот девиз мордовских (мокшанских) властей...». (С. 1).

№ 8 (256). «Идемевсь-2007 Александр Лузгин». «Потомки, знайте, "пер­вую скрипку" в смерти эрзянского языка и, следовательно, народа играл на про­тяжении 15 лет Александр Лузгин. Вечное проклятие народоубийцам!'».

№ 9 (257). «В.В. Путину. Президенту РФ. Москва. Кремль». В послании Мордовского республиканского общественного Фонда Спасения Эрзянского Языка русские представлены в .качестве оккупантов Эстонии, при этом прово­дятся прямые аналогии с Республикой Мордовии. (С. 1).

«Петля затягивается...». «Все хорошо помнят приснопамятную бандит­скую финансовую пирамиду «МММ». Поразительно, но под такой аббревиату­рой денно и нощно в поте лица своего «пашет» мордовская контора: Мосин, Мокшин, Мишанин... Триаду «М» замыкает Ю.А. Мишанин. Да-да, тот самый, который перед Новым годом блеснул участием в травле газеты «Эрзянь мас-тор» (С. 2).

«Мёртвыми хоронят живых», «...московские, власти выбрали круг мордов­ских национал предателей во главе с Михаилом Мосиным» (С:2).                               

В некоторых публикациях дается негативная характеристика деятельности

   Русской православной церкви в связи с распространением православной религии  и её отрицательного влияния на развитие эрзянского этноса. Например:
                 № 21 (245). «Положение эрзя народа в России»: «Возрождению Эрзя народа колоссальный урон наносит русская православная церковь. Власти, вопреки Конституции страны, почти во всех эрзянских селах и других населенных пунк­тах открыли церкви в основном на государственные средства. Служба в них ' ведется на русском языке. Теперь внедряется в школы, нарушая опять Консти­туцию, преподавание курса «Культура русского православия» Опошляется при этом древняя эрзянская религия».

№ 6 (254). «Молитвенный дом вместо...библиотеки»: По поводу просьбы открыть в деревне Старая Самаевка молитвенного дома. «И вот к какому финалу привела проклятая русификация коренного народа, навязывание, насаждение чужого языка, чужой культуры, чужих нравов, чужой религии».

При этом в текстах и в заголовках статей авторами широко используются лексические средства и языковые приемы, которые по своему значению связаны с отрицательными коннотациями, создают общий негативный контекст, насаж­дают сугубо отрицательное восприятие описываемых фактов и событий, что на­рушает принцип объективности подачи информации, выходит за рамки элемен­тарной журналистской этики. Например:

 «Положение эрзя народа в России» № 21 (245), «У финно-угров отобрали свободу слова» № 23 (247), «Похоронный центр культуры Поволжских финнов и угров» № 5 (253), «Школа для "белых" и "негров"» № 7 (255), «Идемевсь - 2007 Александр Лузгин» № 8 (256) и др.

2. Содержится ли в данном материале информация, побуждающая к дейст­виям против какой-либо нации, расы, религии (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?

Открытого призыва, побуждающего к действиям против какой-либо нации, расы, религии, отдельных лиц, в опубликованных материалах не содержится, но скрытый подтекст присутствует во многих статьях. Прежде всего, это связано с преподнесением авторами вопросов ассимиляции и русификации финно-угорского населения таким образом, чтобы вызывать ненависть, прежде всего, ко всему русскому (в отдельных случаях, мокшанскому) и показать, что язык,  культура, т. е. сами финно-угорские народы, нуждаются в «защите».

№ 21 (245). «Положение эрзя народа в России». «Образовательные институты воспитывают эрзян — «инородцев» в духе русского патриотизма, поэто­му многие  из них становятся манкуртами и отчаянными нигилистами… Мордвин это мина замедленного действия. Она — последний этап русификации. Самую негативную роль в печальной судьбе Эрзя народа сыграло сожительство двух этносов в одном гособразованиии». (С. 1-2).

«Кандопогу родила Конституция». «При таких антинациональных ориен­тирах нынешних российских вождей вполне возможно, что Россия станет од­ной большой Кандопогой. «...опыт показывает, что жить всем вместе в одной стране у нас не очень получается, поэтому лучше, чтобы каждый народ жил на своей земле». Присутствует бездоказательное обвинение государства в анти национальной политике. Например, «Есть она у государства, есть политика ликвидации наций...». (С. 2).

                  № 25 (249). «В Коми осуществляется политика этноцида». «... В республике

Коми осуществляется агрессивная политика этноцида.  Ведется открытая война против коренного народа...». (С. 3).

№ 4 (252). «По поводу суда над «Масторавой» и A.M. Шароновым» «Агрес­сивная многовековая ассимиляция сотен народов проживающих на территории РФ породила «россиянцев» - конгломерат русскоговорящих нерусских народов, не имеющих как единого антропологического типа, так и менталъности». (С.

1).

№ 5 (253). «Похоронный центр культуры поволжских финнов и угров»: «Москве и ее вассалам на местах мало мертворожденных, предающих интере­сы своих народов НКА (национально-культурных автономий)...все эти «приво­димые ремни» властей сполна показали своё истинное назначение — русифици­ровать нерусские народы и отнять их имя». (С. 1).

№ 6 (254). Информация о дне эрзянского языка. «Власти умеют управлять массами — уничтожать эрзянский язык. Ростки этнического самосознания ру­ками и головой самих же эрзян». «Не говори по - эрзянски» - вот девиз мордов­ских (мокшанских) властей и их лакействующих «общественников». (С. 1).

«Почему сразу не 1500-летие?» (С. 2).

№ 9 (257). «В.В. Путину. Президенту РФ. Москва. Кремль». В послании . Мордовского  республиканского  общественного  Фонда Спасения  Эрзянского Языка русские представлены в качестве оккупантов Эстонии, при этом прово­дятся прямые аналогии с Республикой Мордовии. (С. 1).

№ 11 (259). «Война против финнов и угров ведётся по всем направлениям». (С. 1).

3. Использованы ли в данном материале специальные языковые или иные средства (какие именно) для целенаправленной передачи оскорбительных харак­теристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побу­ждений к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как ее представителей?                                                                          

В текстах и в заголовках статей авторами широко используются лексические средства, которые по своему значению связаны с отрицательными коннота­циями, имеют ярко отрицательный эмоциональный смысл. Также применяется разнообразные стилистические средства, в частности сравнение, зачастую не­обоснованное, с предметами, фактами или событиями, имеющими общеприня­тую негативную оценку в обществе, многозначные слова, эвфемизмы, конструк­ции с отрицательными частицами, пропагандистские лозунги, что создает у чи­тателей установку на негативное восприятие описываемых событий. При этом совершенно очевидно, что такие языковые средства применяются в материалах преднамеренно и целенаправленно. С учетом того, что такие средства применяются при изложении субъективных, односторонних комментариев по наиболее острым и дискуссионным национальным вопросам, можно сделать вывод о   скрытой попытке побуждения к действиям против представителей, прежде всего,    русской национальности, людей, исповедующих православное вероисповедание.      Например:

                   № 21 (245). «Положение эрзя народа в России». «Мордвин это мина замедленного действия. Она - последний этап русификации. Самую негативную роль

в печальной судьбе эрзя народа сыграло сожительство 2-х этносов в одном гособразовании. Если бы у Российского руководства были понимание и цель сохра­нения «этносов, то оно способствовало бы их самоопределению». По определению Г.Ф. Мусалёва М.В. Мосин, председатель ассоциации Финно-угорских на-    1 родов России, разваливает национальное движение и воспитывает из эрзян и    1 мокшан - «мордвов». (С. 1-2).

№ 22 (246). «Что ты сделал для своего народа?». (С. 1).

№ 25 (249). «В Коми осуществляется политика этноцида». «Еще одна тер­ритория финно-угров уничтожается на этнической карте России. Уничтожа­ется еще одна культура мирового сообщества. Еще одна территория финно-угров захватывается населением, воссоздающим самые худшие образцы авто­ритарного государства, паразитирующем на природных ресурсах Коми. В этом геополитика федерального центра, в этом «высокие» экономические интересы монополий. Не удивляет, что политику по уничтожению своего народа осуще­ствляет компрадорский ставленник В. Марков, глава консультативного финно-угорского комитета. При его пособничестве произошла ликвидация еще одной финно-угорской территории Коми-Пермяцкого национального округа. При его пособничестве проталкивается идея слияния Республики Коми с русскоязычны­ми, ранее бывшими финно-угорскими территориями Вологодской и Кировской областями (газета «Трибуна» от 26.07.2006г.)». (С. 3).

«Черты колониализма в современной России». (С. 3).

№ 2 (250). «НКА - это подсадные утки Москвы». «Руководители властью создаваемых мордовских НКА (национально-культурных автономий) заняли явно оппортунистическую, соглашателъско-предателъскую позицию по отношению к коренным Эрзя и Мокша народам». (С. 1).

«Орден. За что?». «Врученный Михаилу Мосину орден Дружбы надо понимать как поощрение за развал финно-угорского сообщества, за приближение срока упразднения автономных республик и Округов на территории России и воссоздания империи, за поддержку махрового великодержавного шовинизма».

(С 1).

№ 5 (253). «Похоронный центр культуры поволжских финнов и угров»
«Центр создан властями для одной цели: имитируя, лицемерно показывая стремления сохранить культуры коренных народов, как можно в сжатые сроки ускорить их уход в мир иной. Похоронный центр культуры поволжских финно-угров. По другому никак его не назовешь... Москве и ее вассалам на местах мало мертворожденных, предающих интересы своих народов НКА... За 10-15 лет все
эти «приводные ремни» властей сполна показали свое истинное назначение —русифицировать нерусские народы и отнять у них право на землю, на природ­ные богатства, отнять их имя». (С. 1)

                 «Совет Федерации должен был принять правовое, объективное, ответственное решение (договор Татарстана с Россией), а не играть в безответственные политические игры». (С. 1).
                            «Защитим права Татарстана» (С. 2).

  № 8 (256). «Идемевсь - 2007. Александр Лузгин». (С. 1).

№ 11 (259). «Война против финнов и угров ведётся по всем направлениям».

(с 1).                                                                                                       

Термины и выражения: № 3 (251) «террор», «начало 1937 г. в Мордовии»,

№, 4 (252) «фашизм», № 5 (253) «политика ликвидации наций», № 25 (249) «этноцид финно-угорских народов - русификация»,  «политика этноцида»,

 № 21 (245) «Россия в сущности не Федерация, а империя с великодержавной идеологией».

4. Соответствуют ли данным современной науки (истории, религиоведения, политологии) приводимые в публикациях положения?

Приводимые в публикациях положения зачастую не соответствуют данным современной науки. Они отличаются субъективной точкой зрения, под которую искусственно подобраны печатаемые статьи, интервью, высказывания, всевоз­можные вставки и т. п. Предлагаемая в публикациях трактовка научных положе­ний является в основном гипотетичной, не подкреплена доказательной базой и характеризуется тенденциозностью выводов.

Так, в № 21 (245) на первой полосе опубликован доклад Г.Д. Мусалева «Положение эрзя народа в России». В само название доклада включен термин «эрзя народ», что искусственно подталкивает к дискуссии по этому вопросу. Со­гласно сложившимся обобщенным научным данным, опубликованным в Энцик­лопедии «Мордовия» (В 2 т. Т. 2: М-Я/ Гл. редкол.: А. И. Сухарев (гл. ред.).,   Саранск, 2004. - С. 5), следует, что «Мордва, народ, коренное население РМ (283,9 тыс. чел., 32 %; перепись 2002 г.). Всего в РФ 843,3 тыс. чел. (М., 2002).    Этнос мордва состоит из 2 субэтносов — мокша (самоназв.) и эрзя (самоназв.), каждый из которых, имеет свой язык...» (С.5).

Далее в этом же докладе говорится: «В России .... лелеять родной язык, обычаи предков, культуру - непрестижно». Следует отметить, что это не соот­ветствует действительности. Данные, собранные во время работы этнографиче­ских экспедиций по России (1993-1994 гг. - Пензенская область: Сосновоборский, Никольский, Лопатинский, Камешкирский районы; 1996-1997 гг. - Самар­ская область: Кошкинский, Красноярский, Иссаклинский, Сергиевский, Клявлинский районы; 1998 г. - Республика Башкортостан: Федоровский, Стерлибашевский районы; 2000 г. - Республика Татарстан: Альметьевский, Лениногорский, Черемшанский районы; Чувашская Республика: Порецкий, Алатырский, Ибрессинский районы; 2001 г. - Красноярский край: Минусинский, Абанский, Канский, Краснотуранский, Саянский, Идринский районы; 2002 г. - Алтайский край: Змеиногорский, Залесовский, Бийский: районы; 2003 г. - Кемеровская об­ласть: Кузнецкий, Ленинск-Кузнецкий, Ижморский районы; 2004 г. - Дальний Восток: Хабаровский края: Совгаванский и Ванинский районы, Приморский край: Анучинский, Октябрьский и Уссурийский районы, Сахалинская область: г.

Александровск, пос. Ноглики; 2005 г. - Камчатская обл.) доказывают, что морд­ва знает, помнит и разговаривает на своем родном языке, придерживается обря­дов той местности откуда они родом (или их предки), читает газеты и имею­щуюся литературу на мордовских языках. Созданные общественные националь­ные организации способствуют сохранению мордовской культуры (проводятся праздники, семейные и общественные обряды, бережно хранятся и шьются на­циональные одежды, в районных музеях делаются выставки, предоставляется место под открытие уголков национальных культур народов проживающих в ре­гионе — последнее особенно находит быстрое развитие).   

В № 9 (257) в статье «Петля затягивается...» критикуется вновь созданная некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских наро­дов» и в тоже время подчеркивается: «Именно в этом городе давно не звучит родная речь титульных коренных народов» (С. 2). Термин «титульные коренные народы» не может быть применен к Мордовии, т к. к республикам с абсолютным ' преобладанием титульных народов относятся: Дагестан, Чечня, Чувашия, Тыва, Кабардино-Балкария и Северная Осетия. В группу республик с абсолютным или ' относительным преобладанием русских входят: Якутия, Марий Эл, Карачаево- :. Черкессия, Алтай, Удмуртия, Коми, Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Хакасия, (Карелия и Мордовия.

В № 5 (253) в статье «Защитим права Татарстана!», содержатся положения, не являющиеся в современной политологии научно обоснованными, а ут­верждения и выводы не являются правильными. Например, «В Путинской Рос­сии идет процесс ликвидации имеющихся зачатков демократии, в первую оче­редь в отношении нерусских народов...Российские власти закрывают на это гла­за...   Вместо   этого   спецслужбы   занимаются   преследованием   общественно-    ( политических и правозащитных организаций...». (С. 2).

В № 22 (246) опубликован материал о Алене Арзамасской, в котором ука­зывается место ее рождения («село Выездная Слобода под Арзамасом») и на­циональность («эрзянская женщина-героиня»). Однако эти данные ничем не подтверждены. Кроме того, каких либо документальных указаний национально­сти Алены Арзамасской к настоящему времени не имеется. К тому же, село Вы­ездная Слобода под Арзамасом, также как и второе предполагаемое место рож­дения Алены Арзамасской - Красная Слобода, русское.

В № 9 (257) в послании В.В. Путину Мордовского республиканского обще­ственного Фонда Спасения Эрзянского Языка приводятся исторические факты, носящие спорный характер. Например, утверждениях о том, что «Россия возник­ла как скандинаво-финно-эрзянское государственное образование», а затем вой­ско этого государственного образования «завоевало Киевское княжество, насе­ление которого состояло из финнов, скандинавов и славян» не только не соот­ветствует исторической действительности, но и отсутствует элементарная логи­ка. Помимо этого утверждение об эрзянском происхождении такого историче­ского деятеля как В. Ленин не выдерживает никакой критики. Преувеличение роли эрзи в «выдвижении Козьмы Минина» также налицо.

В этом же номере в статье «1000 лет без Мордвы. Взгляд из Киевской Руси» представлены сведения не соответствующие действительности о «украинской колонизации в 17 в.», которая якобы «достигла Волги и собственно южных эрзянских границ» и оказала влияние на «украинско-эрзянские религиозные связи»      и на становление религиозных взглядов Никона. Приводимые факты в поддерж­ку этого мнения («в новооснованных монастырях 17 в. - в частности в Темникове и Ардатове - доминировали украинцы») не подтверждаются данными совре­менной исторической науки.

Особый блок публикаций материалов по истории, не соответствующий данным современной исторической науки, составляет статьи, посвященные кри­тике юбилейной даты 1000-летия единения мордовского народа с народами многонационального российского государства. По этому поводу хотелось заметить следующее:

Историческая наука требует особой осторожности в формулировках. В обосновании 1000-летнего юбилея историки ведут речь о единении мордвы с Ру­сью, т.е. акцент делается на участие мордовского народа в строительстве россий­ской государственности. В статье же постоянно говорится о присоединении (вхождении в состав) мордвы к русскому государству, что не тождественно по­нятию единение. То есть, информация о 1000-летнем юбилее, приводимая в статье, не в полной мере соответствует действительности.

В статье полностью отсутствуют доводы профессиональных историков, за­нимавшихся обоснованием юбилейной даты, от них просто отмахнулись -«поэтому, это 1000-летие ну буквально высосано из пальца. Нет никаких исто­рических документов, материалов. Документальная база настолько слаба, что даже говорить об этом не стоит».

В том же русле выдержана статья «Почему сразу не 1500-летие» в № 6 (254) - резкой эмоциональной критике непрофессионала-любителя. В статье рассмат­ривается ответ газеты «Аргументы и факты» на вопрос читателя о юбилее - 1000-летии единения мордовского народа с народами России. Вновь видно полное пренебрежение либо недопонимание со стороны автора статьи терминологии. Вновь термин единение подменяется термином присоединение.

Предположение доктора исторических наук, директора Института Россий­ской истории РАН А.Н. Сахарова названо - утверждением анонимного ав­тора о том, что Святослав «организовал управление в регионе на основе договора с местным населением», и является, по мнению автора статьи, причем без внятной научной аргументации - примитивной выдумкой. А вся научная аргументация юбилейной даты - обилием псевдоисторических измышлений.

В качестве аргумента против юбилея упоминается празднование в 1985 г. «500-летия добровольного вхождения мордвы в Русь». В середине 1980-х го­дов, при подготовке обоснования юбилея вхождения мордовского народа в со­став Русского централизованного государства, ставился вопрос о 1000-летии. Однако в ЦК КПСС было принято решение праздновать 500-летие - дату окончательного завершения процесса вхождения мордвы в состав Российско­го государства.

Общим для публикуемых исторических материалов является отсутствие доказательной базы и ссылок на источники.

 

 

5. Являются ли эти положения научно обоснованными, доказанными?

Ни одно положение, приводимое авторами газеты, не имеет под собой серь­езной доказательной базы (ссылок на серьезные научные монографии, археоло­гические раскопки, архивный материал). Навешивание фальшивых ярлыков и искажение терминологии и фактов, общепринятых в исторической науке - ти­пичный прием характерный для данных статей. Налицо односторонняя подача материала и крайне тенденциозная его подборка. Они представляют собой, во многом, лозунги и заявления, преследующие, главным образом, политические цели.

6. Правильны ли утверждения и выводы, основанные на приведенных в публикациях данных?

Общим для приведенных в публикациях утверждениях и выводах является их опора не на научную базу, а на предвзятый субъективизм. Например:

№ 7 (255). «Рейтинг политической элиты РМ глазами эрзянина» не является научно обоснованным, поскольку неизвестны источники и методика его состав­ления, отсутствуют видные представители политэлиты: Н. Меркушкин, А. Пыков, В. Гришин и др.

№ 11 (259). «Из кухни дезинформации или как пекутся утки». В данной публикации намеренно искажаются задачи и итоги проведения выездного засе­дания Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, проходившем 24-25 мая в г. Саранске.

Утверждения и выводы, основанные на приведённых в публикациях дан­ных, в большинстве случаев или не правильны, или не обоснованы.

Общие выводы:

В настоящее время никого не надо убеждать в том, что средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Особую значимость в воздействии на общественное сознание СМИ придают историческим материалам. История " ' всегда являлась наукой идеологической и зачастую используется в качестве : главного инструмента пропаганды реакционных установок. Не является исклю­чением и газета «Эрзянь Мастор». Навешивание фальшивых ярлыков и искажение терминологии и фактов, общепринятых в исторической науке - типичный прием характерный для публикаций газеты. Налицо односторонняя подача мате­риала и крайне тенденциозная его подборка. Издание имеет остро политизиро­ванный характер, в публикациях отсутствуют ссылки на источники, часто выво­ды имеют глубоко субъективную оценку. Публикуемые материалы могут спо­собствовать формированию благоприятной среды для межнациональной розни.

В текстах и в заголовках статей широко используются лексические средст­ва, которые по своему значению связаны с отрицательными коннотациями, име­ют ярко отрицательный эмоциональный смысл. Также применяется разнообраз­ные стилистические средства, в частности сравнение, зачастую необоснованное, с предметами, фактами или событиями, имеющими общепринятую негативную

оценку в обществе, многозначные слова, эвфемизмы, конструкции с отрицательными частицами, пропагандистские лозунги, что создает у читателей установку на негативное восприятие описываемых событий. При этом совершенно очевид­но, что такие языковые средства применяются в материалах преднамеренно и целенаправленно. С учетом того, что такие средства применяются при изложе­нии субъективных, односторонних комментариев по наиболее острым и дискус­сионным национальным вопросам, можно сделать вывод о скрытой попытке по­буждения к действиям, основанным на национальной и религиозной нетерпимо­сти.


Члены экспертной комиссии:
Бикейкин Е.Н., , заведующий отделом истории, кандидат философских наук

Гусева Т.М., заведующая отделом теории и истории культуры, кандидат исторических наук

Келина А.Н., заведующая отделом языкознания, кандидат филологических наук

Куршева Г.А., заместитель директора по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент

Ломшин В.А., заместитель директора по вопросам социально-экономического развития региона, кандидат исторических наук

Никонова Л.И., заведующая отделом археологии и этнографии, доктор исторических наук, профессор

Сальников Ю.И., заведующий отделом общественно-политических исследований, кандидат исторических наук, доцент

 

Чернов А.В., заместитель директора -ученый секретарь, кандидат филологических наук

 

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter