День пограничника и мордовские воинские традиции! Виктор Сенин.

Посвящается пограничникам всех поколений!

Ваш коллега Виктор Сенин, 1963 г.р. служил (1981-1983) в Пограничных войсках Краснознаменного Западного Пограничного Округа КГБ СССР. Штаб округа находился в городе - героев Киеве (УССР).

            В советское время, к призыву в армию, государство относились очень серьезно, будущие воины Отечества подбирались тщательно в войска и готовились с четырнадцати лет, с момента военной приписки. Как потом оказалось, я с четырнадцати лет был приписан в трехсотую призывную команду - в пограничные войска.
Все юноши того времени, стремились отслужить срочную службу в армии, невзирая на военные кафедры в ВУЗах. Я тоже продолжил семейные традиции службы Отечеству, потому что передо мной служили срочную службу два моих старших брата. Старший брат Петр Сенин (1946 г.р.) - служил в суровых условиях Архангельска (Ракетные войска стратегического назначения). И второй (средний) брат  Иван Сенин (1950 г.р.) служил также в Ракетных войсках стратегического назначения, но уже в степях Казахстана. Я же в нашем роду Сениных заложил традиции службы в пограничных войсках. Пензенская земля издревле славилась своими пограничниками, и Русь защищала от набегов южных кочевников.
Первый из моих родных племянников, кто продолжил службу в погранвойсках это был Игорь Сенин, младший сын моего старшего брата Петра. Игорь служил (1992-1994) в Закавказском Пограничном Округе на 9-ой Заставе в Армении на границе с Турцией. Что удивительно, старший брат Игоря - Николай Сенин, проходил службу (1987-1989) тоже на армянской земле. Николай прошел полную подготовку для войны в Афганистане, но пробыв в Афганистане всего один день, его перебросили обратно в Союз в горячую точку в Нагорном Карабахе. Так, что два родных брата: Николай и Игорь служили в разных войсках, но на одной армянской земле. Николай, участвовал в Карабахских событиях, предотвращая ценой своей жизни межнациональный конфликт, а его младший брат, Игорь, защищал границы братской Армении.
Потом очередь службы в погранвойсках подошла для детей моего среднего брата Ивана Сенина:
- старший его сын, Владислав Сенин, служил (1993-1995) в Северо-Восточном Пограничном Округе, в Зеленско - Курильском ордена Ленина Пограничном Отряде, на 11-ой погранзаставе Саранная, на границе с Северной Америкой и Японией.
- младший сын, Иван Сенин, служил (1997-1999) в Дальневосточном Пограничном Округе, в Бикинском Пограничном Отряде, на 10-ой погранзаставе имени Героя Советского Союза Матронина Василия Ивановича на китайской границе.
 Такая честь не каждому юноше предоставляется, значит, семья Сениных честно служила и служит Родине!
Я лично заботился о том, чтобы мои племянники призывались именно в погранвойска. Хотя и военные комиссары менялись, но нашу семейную традицию поддерживали, за что им выражаю огромную благодарность!
Уважаемый читатель! Я обращаю ваше внимание на такую закономерность советского верховного командования:
1) Два старших моих брата Петр и Иван служили в одном роде войск, они участвовали в строительстве и обслуживании шахтных ракет стратегического назначения, а значит, они были взаимозаменяемы: в случае, если один из них погибнет, на смену ему должен прийти его родной брат.
2) Меня, как следующее поколение, приписывают к пограничным войскам, я в семье зачинаю и закладываю традиции уже своим племянникам службу в погранвойсках..И я сам должен был служить младшим командирам на заставе, но меня выдвигают на более ответственную службу – службу на КПП. И переводят в Белоруссию, как будто зная, что в Польше в 1981 году начинает действовать польские КОС - КОР, и профсоюза «Солидарность», направленные на разрушение советского блока - стран Варшавского Договора и стран СЭВ, которые создавались в свое время Советским Союзом. На Западную границу призывались физически и интеллектуально развитые воины. О чем свидетельствует, что на ОКПП «Брест» призывались не в общем порядке, а тщательно подбирались даже в войсках, которые подчинялись КГБ СССР.
3) Мои племянники, Николай и Игорь, служили в разные годы в Армении, тоже я думаю, что по причине взаимозаменяемости, потому что, чтобы не случилось с одним, второй его заменит, зная вероятный театр военных действий на Южном фланге.
Также и два брата, Владислав и Иван, служили на Дальнем Востоке и тоже представляли местность и были соответственно, взаимозаменяемы.
4) Мой анализ указывает, что советское военное стратегическое командование имело полное кадровое представление на случай большой войны. И меня, уже несколько лет спустя после службы в ПВ КГБ СССР, когда я уже руководил предприятиями, по мобилизационному предписанию, назначили начальником КПП Пензенского Высшего Артиллерийского Инженерного Училища, чтобы я в военное время грамотно мог организовать отправку курсантов училища на фронт.
В назидание будущим поколениям, хочу смело заявить, что развал той страны, рубежи которой я охранял, начался не с Горбачевской Перестройки, а гораздо раньше. С ввода советских войск в Афганистан в 1979 году и с 13 декабря 1981 года, когда Президент Польской Народной Республики маршал Войцех Ярузельский ввел в ПНР военное положение. Это было начало конца и СССР, и всего Социалистического лагеря, который существовал за счет нас, советских людей и за счет наших ресурсов.
Несколько строк о себе.
В 1981 году для прохождения службы в армии меня первоначально направили в составе трехсотой призывной команды на Украину в Львовский Погранотряд  КЗПО, в школу младших командиров, в г. Великие Мосты УССР. А две недели спустя, в составе всего 7 человек из всей школы командиров, после нескольких дополнительных медкомиссий и специальных тестов, меня направили в Белоруссию, на ОКПП «Брест» КЗПО КГБ СССР. Успешно закончил спецшколу, получил воинское звание и должность контролера, для службы на контрольно-пропускных пунктах СССР. Я специализировался на железнодорожном направлении (хотя мы могли служить и на морских, автомобильных и воздушных направлениях, ибо подготовка позволяла). В 1982 году меня направили (фактически по моей просьбе - отличника спецшколы, чтобы увидеть разные участки границ СССР) обратно на Украину, на КПП «Вадул-Сирет» Черновицкого Пограничного Отряда КЗПО.
Все - таки, самое запоминающимся событием из моей пограничной службы, является принятие воинской присяги. Присягу я принимал в Брестской крепости, у мемориала «Брестская крепость-герой» (см. фото).
Когда я произносил клятву на верность служению Отечеству, передо мной стоял образ моего пензенского земляка-мордвина Андрея Митрофановича Кижеватова, одного из руководителей обороны Брестской крепости в годы Великой Отечественной войны, начальника 9-й пограничной заставы 17-го Брестского пограничного отряда войск Народного Комиссариата внутренних дел СССР, Героя Советского Союза.
Несколько строк хочу посвятить и общим традициям мордвы на Сурской (пензенской) земле.
В Белинском районе Пензенской области, несколько столетий назад, нашими предками заложен праздник «Лугань Веле». Он приходится на первый день Троицы по христианским обычаям (мордва – православный народ!). Современная молодежь данный национальный праздник называет просто «Троицей» - на русский лад. Он проводится в красивейшем месте, на зеленом лугу, у дубовой рощицы, рядом с рекой Большой Чембар. До 1948 года город Белинский имел мордовское название Чембар, а по-мордовски звучал «Цембар». Но со временем, когда русского населения стало больше, чем самой мордвы, официально город стал называться Чембар, до его переименования в город Белинский.
 На праздник «Лугань Веле» или «Троица», стекается мордва со всей России и постсоветского пространства. По автомобильным номерам участников и гостей праздника можно изучать географию самой России и бывших советских республик.
Главным - в этом празднике, как и столетия назад, является кулачный бой. Раньше (я это время тоже застал), мордва дралась «стенка на стенку», кроме одиночных кулачных боев. К окончанию праздника, к вечеру, сотни бойцов выступали на одной стороне, сотня бойцов на другой, а в сумме - дерущихся получалось не меньше тысячи человек. В деревнях раньше много народу было, люди со всей округи собирались. Жители двух мордовских колхозов (а это десятки сел и деревень) - разделялись и дрались между собой. Что удивительно, не было травм ни у одного бойца. Но эти традиции «стенка на стенку» ушли в прошлое…
Зато на празднике в наши дни, весь день проводятся одиночные кулачные бои, старейшины образуют несколько арен-кругов или рингов-кругов, на открытом зеленом лугу. У каждого такого «круга» имеется свой старейшина, выступающий в качестве рефери и, одновременно, судьи, который наблюдает за правилами традиционного мордовского кулачного боя. Старейшина проводит судейство лучше всякого профессионального судьи!
Это обычные правила бокса, только бойцы не надевают шлемы и боксерские перчатки. Бьются в кровь, пока руку один из бойцов не поднимет, или старейшина не остановит бой - по причине явного преимущества одного из бойцов. Но, если на спортивном боксерском ринге рефери, чтобы разорвать взаимный захват, руками разводит боксеров, то наш старейшина в руках имеет специальную трость, изготовленную из толстой ветки ивы, которая «образумит» любого, кто нарушает правила. В мордве, старейшины - непререкаемые авторитеты, которые и словом «горы» свернут и любой бой остановят! Да, такой высокий авторитет у наших мордовских старейшин!
В последние годы работа старейшин явно усложняется. С больших городов России и СНГ приезжает много молодых мордовских профессиональных спортсменов. Раньше, если старейшина местных знал в лицо, учитывая, что с детства он их сам посвящает в воины, то сейчас выставляются на бой много незнакомых лиц. Поэтому все чаще останавливается бой в виду явного преимущества, в целях охраны здоровья бойцов. А нокдауны и нокауты - это обычное явление, водичкой полили бойца и снова в бой, мордва - упорный народ!
 Да и русские ребята все чаще показывают настоящий бойцовский характер, для них тоже становится честью побить мордовского бойца. Внешне не показывается ликование, но по лицу видно, что русский боец доволен своей победой над мордвином в честной схватке! Что ж, это воинство, в этом тоже мордва неотделима от русских, воинство у них одно и дух одинаково крепок, от природы! Наш российский боксер Олег Маскаев, имеющий мордовские корни, и в сорок лет побеждает чемпионов мира! Вот, что значит -соединение мордовского и русского характера и духа!
На праздник люди приходят и приезжают с регионов – в одиночку и целыми семьями. Происходит много знакомств между молодыми девушками и мордовскими парнями, эти знакомства часто ознаменуются свадьбой уже осенью или зимой. Также, на празднике, много музыки и танцев. Очень красиво выступают мордовские ансамбли, как профессиональные, так и любительские! А мордовские национальные наряды – просто загляденье! Вообще, мордовский народ - певучий и голосистый народ, чего стоит только наша Лидия Андреевна Русланова?!
Имя при рождении: Агафья Андреевна Лейкина, наша мордовочка!
В последние годы много бывает русских на этом мордовском празднике: кто хочет померяться силами, показать русскую удаль, а многим просто интересно побывать на празднике своих братьев - мордвы, ведь русские и мордва никогда не делились, кто из них мордвин, а кто русский?! Это действительно хоть и мордовский национальный, но общий незабываемый праздник! Я обязательно более подробное его описание сделаю в своих последующих статьях!
А мордовские отцы приводят маленьких детей, в возрасте 9-11 лет, для посвящения их в воины! Обряд проводят тоже старейшины и в знак верности мордовским традициям, дети тоже проводят свой первый бой! Чтобы в нем рождался дух настоящего воина! Сейчас, мы задумываемся, чтобы выдавать детям, посвященным в воины - специальные грамоты, чтобы ребенок, встав взрослым, помнил, что он дал клятву служить Родине честно!
Через этот обряд «посвящения в воины» проходят все мордовские мальчишки, без каких-либо помпезностей, очень скромно! И я прошел, и все мои племянники-пограничники, прошли этот обряд посвящения в воины! Как, видите, задолго до службы своей стране в армии!
На этих праздниках, как «Лугань Веле» или «Троица» мордовский народ воспитывает будущих защитников Родины, как может, не выдумывая ничего лишнего, что от предков досталось!
И на полном основании могу сообщить читателю, что мордва имеет 360 Героев Советского Союза, удостоенных этого высокого звания за мужество и ратный подвиг за время Великой Отечественной войны.  Генерал Антошкин проанализировал статистику, и установил, что мордва по числу героев в процентном отношении от количества населения находится на первом месте.
С Праздником вас, дорогие пограничники!
Крепкого здоровья, отменного слуха, зоркого взгляда - тем, кто сейчас несет службу по охране государственных границ Российской Федерации!
Поздравляю и ветеранов - пограничников, и также, желаю им здоровья, счастья, семейного благополучия, мирного неба над головой и продолжения семейных традиций службы в пограничных войсках!
С уважением,
автор сайта газеты «Завтра»,
Виктор Сенин.

 http://zavtra.ru/content/view/den-pogranichnika-i-mordovskie-voinskie-traditsii/

 
 
27.05.2018
 О стремительной деградации образования и не только
16.05.2018
 Тормозные колодки развития
13.05.2018
 ПИСЬМО ОТ УЧАСТНИКОВ ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II

<<   июнь 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter