1989 год. Заявление инициативной группы движения «Масторава»

14 апреля 1989 г. состоялось собрание инициативной группы Движения «Масторава». Собрание определило основные идеи, цели и задачи Движения, сформулировало важнейшие принципы его работы. Инициативная группа приняла решение опубликовать Заявление о программе своей деятельности, чтобы вынести её на всенародное обсуждение.

Движение «Масторава» руководствуется идеями перестройки всех сторон жизнедеятельности и советского общества, выдвинутыми XXVII съездом КПСС и XIX партийной конференцией. Оно является интернационалистическим по своей сущности и составу, но главную свою задачу видит в поддержке и развитии идеи национально-исторического и культурного возрождения эрзянского и мокшанского народа, которая заложена в самом акте образования национальной автономии в 1928-1934гг.

За прошедшие десятилетия сделаны определенные шаги в создании эрзя-мокшанской государственности и в национально-культурном строительстве. Эрзяне и мокшане, которые в составе русского самодержавно-крепостнического государства, подвергались политической, национальной и культурной дискриминации, получили статус народа, равного в правах с другими народами СССР. Однако эти права в силу, главным образом, субъективных причин, воплощаются в жизнь не в той мере, в какой необходимо.

До сих пор мокшане и эрзяне не имеют своей национальной школы и национального театра; литературно-художественные журналы «Сятко»и «Мокша»явно не способны из-за своего объема обеспечить нормальное развитие литературы; в республике нет литературно-художественного журнала на русском языке; эрзянский и мокшанский языки не имеют статуса государственных языков; за последние десятилетия появились аномальные явления в социальном и духовном развитии республики: сформировался мордовский национальный нигилизм, катастрофическими темпами идет миграция коренного населения, среди отдельных русскоязычных субъектов начали возрастать антимордовские настроения, на улице, в общественных местах, на предприятиях и в учреждениях становится привычным явлением антимордовская брань, всюду раздаются злобные выкрики «Мордвин!..», «Глупая мордва!..», «Несчастная мордва!..», и т.п. Газета «Советская Мордовия» (теперь «Известия Мордовии» - Ред. ) сочла полезной эту брань поддержать в одной из своих публикация(см. № 66 от 19 марта 1989 г., ст. «Миллион отражений чужих…»); эрзянский и мокшанский народ официально носит в качестве своего имени иноязычное этническое ругательство «мордва», которое по своему смыслу тождественно прозвищам «черемисы», «хохлы», «москали» и т.д.

В данных условиях эрзянам и мокшанам стало трудно нормально жить и развиваться на совей родной земле и в своей национальной республике.

Движение «Масторава», учитывая сложность создавшейся ситуации, будет добиваться действительного осуществления в республике ленинской национальной политики, имея в виду все её части и аспекты.

В качестве своих первоочередных задач оно ставит следующие:

1. Упразднение псевдо-этнонима «мордва».

2. Смена национальности «мордвин»-«мордовка» по национальности «эрзя»-«эрзянка», «мокша»-«мокшанка».

3.Смена названия «Мордовия» на название «Масторава» с национальными областями «Эрзяния» и «Мокшания».

4. Предоставление Республике полной автономии для решения культурно-национальных вопросов.

5. Проведение переписи эрзянского и мокшанского населения на всей территории СССР.

6. Придание эрзянскому и мокшанскому языкам статуса государственных языков.

7. Введение преподавания на родных языках в эрзянской и мокшанской национальной школе.

8. Введение преподавания родного языка и родной литературы в средней школе на всей территории СССР по месту проживания эрзи и мокши.

9. Введение преподавания в эрзянской и мокшанской школах национального фольклора.

10.Введение преподавания истории эрзя-мокшанского народа во всех учебных заведениях республики, а также в эрзянских и мокшанских школах на остальной территории СССР.

11. Введение преподавания в русских школах республики эрзя-мокшанской литературы, фольклора, языка и истории.

12.Создание национального театра.

13. Создание ежемесячного литературно-художественного журнала «Масторава», выходящего одновременно на эрзянском, мокшанском и русском языках.

14.Переиментвание главных улиц Саранска на названия, связанными с историей и культурой эряз-мокшанского народа и местного русскоязычного населения.

Например, целесообразно переименовать: 1. улицу Б.Хмельницого в ул.Аввакума; 2. улицу Коммунистическую в ул. Ст.Эрьзи; 3. улицу Советскую в ул.Пуркаева; 4. улицу Московскую в ул.Яушева; 5. улицу Пролетарскую в ул.Евсевьева; 6. улицу Большевистскую в ул.Никона; 7. улицу Демократическую в ул.Руслановой.

15. Установить всесторонние связи с эрзянами и мокшанами, проживающими за пределами республики.

16. Добиваться экологически чистого промышленного и сельскохозяйственного производства.

17. Принять меры для придания нормального архитектурного облика Саранску.

18. Способствовать охране памятников истории и культуры.

19. Остановить миграцию коренного населения из республики.

20.Остановить поток в республику ссыльных и осужденных лиц.

21. Способствовать интернациональному воспитанию всех национальностей, проживающих в республике.

Инициативная группа призывает всех, кому дороги судьбы родного народа и родной земли, присоединиться к Движению «Масторава» и содействовать практическому осуществлению вышеизложенных идей и задач.

Мы обращаемся в Президиум Верховного Совета МАССР с предложением рассмотреть сформулированные нами неотложные задачи и принять по ним законодательные акты.
***

Комментарий.

Как будто ничего сверхвозможного восьмидесятники, пионеры национального движения эрзя и мокша народов, не требовали. Однако, анализируя их требования задачи, которые ставили почти двадцать лет назад, скажешь: какие они были наивными и недальновидными! Надеялись—голос их будет услышан. Увы, даже беглое знакомство с сегодняшним положением Эрзя и Мокша языков показывает: за двадцать лет власти ни шагу не сделали из того, что было заявлено, чтобы языки древнейших коренных народов имели будущее. Стало ещё хуже. Сегодня нет ни одного педучилища, где бы готовились учителя для начальных классов с преподаванием языка коренного народа. Сегодня массово закрываются так называемые малокомплектные школы и детские садики в эрзянских селах. Сегодня уровень преподавания родных языков в детских садиках и школах доведен до факультативов, кружков, уголков, кукол в эрзянских костюмах. И все-таки какие были светлые души у зачинателей борьбы за этническую справедливость! А что теперь?


"Эрзянь Мастор" 2008 год, ноябрь

 
 
19.04.2017
 Яков Кулдуркаев ЭРЬМЕЗЬ Ёвкс кезэрень пингеде
16.04.2017
 ИНЕ ЧИ МАРТО, ЭРЗЯТ!
15.04.2017
 Эрзянь келень Чи матро !
13.04.2017
 Фильм о народе эрзя
9.04.2017
 Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли

<<   апрель 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
10
11
12
14
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter